Seo-friends.ru

Большая стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое цементная пробка

УСТАНОВКА ЦЕМЕНТНОЙ ПРОБКИ

Одной из целей установки цементной пробки может быть изоляция части перфорационных отверстий. Необходимость выполнения подобных работ обусловлена, например, прорывом подошвенных пластовых вод. В этом случае цемент нагнетают непосредственно в перфорационные отверстия, расположенные в определенном интервале.

Наземное оборудование должно включать помимо традиционного набора цементировочный насос и емкость для цементного раствора.

Установка цементной пробки может осуществляться непосредственно в полости эксплуатационной колонны

В этом случае предварительно в изолируемый участок эксплуатационной колонны намывают песок, сверху устанавливают разделительную пробку, после чего закачивают необходимый объем цементного раствора.

Если цемент закачивают в пласт, то выполняют следующие операции (рис. 5.6):

· на первом этапе колонну гибких труб опускают таким образом, чтобы обрез трубы находился в зоне перфорационных отверстий, которые подлежат изоляции. Спуск колонны выполняют при обеспечении циркуляции воды;

· на втором этапе закачивают расчетный объем цементного раствора;

· на третьем этапе поднимают гибкую трубу на 8 – 10 м и закрывают задвижку на выходе из колонны НКТ;

· на четвертом этапе, используя воду в качестве продавочной жидкости, цемент закачивают в пласт.

Каротаж

Использование гибких труб открывает новые возможности для выполнения внутрискважинных работ, не связанных с закачиванием через них технологических жидкостей. К таким операциям относятся каротажные исследования, сопровожда­ющиеся необходимостью спуска различных приборов не только в искривленные, но и горизонтальные скважины.

1. ГНКТ позволяет вести непрерывный каротаж всего интервала

2. Применяется полный диапазон приборов каротажа

3. Быстрые спуско-подъемные операции (СПО) на заданной скорости и точная доставка инструмента на место замеров

4. Каротаж в действующей скважине

5. Продолжительная циркуляция жидкостей позволяет получить качественные данные о дебите скважины и контролировать давление и температуру

6. Все электрические соединения каротажных приборов делаются на поверхности

Спуск приборов в сильно искривленные скважины на кабеле-тросе затруднен, а в горизонтальную скважину и вообще невозможен, так как зенитный угол оси скважины в 60° является предельным, при котором инструмент и приборы могут, преодолевая силы трения, спускаться в скважину. Использование роликов позволяет увеличить его еще на 10°, однако наличие цементного камня или иных отложений на внутренних стенках труб препятствуют его перемещению.

В настоящее время осуществляют исследование скважин, длина горизонтальных секций которых уже достигает 1000 м. Гибкая труба представляет собой идеальное средство доставки оборудования в нужную точку скважины. При этом геофи­зический кабель располагается внутри трубы и защищен от истирания, что является существенным преимуществом по сравнению со спуском приборов на обычных трубах.

Использование КГТ существенно повышает качество выполнения работ и достоверность получаемой информации, поскольку отсутствуют продольные колебания инструмента и его прерывистое движение. Это обусловлено более высокой продольной жесткостью гибких труб по сравнению с геофизическим кабелем. Измерения можно проводить при спуске и подъеме инструмента, а скорость его перемещения достигает 0,5 м/с.

Одновременно в процессе проведения исследований через колонну гибких труб можно подавать технологическую жидкость или азот для уменьшения гидростатического давления на исследуемые пласты. Подачу жидкости осуществляют и для уменьшения сопротивления перемещению приборов в скважине. Естественно, что все эти операции выполняют без предварительного глушения скважины.

Обобщим преимущества применения колонны гибких труб:

1. меньшие затраты времени на спускоподъемные операции инструмента, чем при использовании кабеля

2. больший диапазон скоростей перемещения оборудования во время исследований

3. проникновение в любые участки горизонтальных скважин

4. возможность совмещения вызова притока и других операций, связанных с воздействием на пласт, с каротажными исследованиями

5. обеспечение работы в необсаженных скважинах.

Для выполнения каротажных исследований обычно используют трубы диаметром 33 мм, внутри которых заранее размещают многожильный каротажный кабель.

Для соединения каротажных приборов с КГТ применяют специальный переходный узел с циркуляционными отверстиями, срабатывающий при определенной величине давления, шлипсы для удержания кабеля и специальный разъем для присоединения кабеля к инструменту.

Для регистрации глубины расположения приборов используют помимо механического дублирующий его электронный счетчик. Это повышает точность проведения работ и упрощает регистрацию информации с помощью электронных средств.

Наземное оборудование должно быть соответствующим образом приспособлено для ведения каротажных работ. Так, узел вертлюга в барабане для намотки гибких труб нужно снабжать дополнительным токосъемником, позволяющим передавать электрические сигналы от кабеля, вращающегося вместе с барабаном, к электронному оборудованию, расположенному в лаборатории.

Перфорация

На колонне гибких труб помимо приборов могут быть спущены и перфораторы. И только КГТ является средством для их доставки в нужные зоны горизонтальных скважин. Причем, как показывает опыт их использования, одновременно на КГТ могут быть спущены перфораторы, обеспечивающие прострел горизонтальной скважины на интервале до 300 м.

К преимуще­ствам использования КГТ для доставки перфоратора следует отнести и снижение гидростатического давления в скважине при их применении по сравнению с давлением, необходимым для осуществления традиционной тех­нологии спуска на кабеле-канате.

Применение колтюбинговых технологий дает возможность:

1. Перфорирования в вертикальных скважинах;

2. Перфорирования при пониженном гидростатическом давлении, что увеличивает приток жидкости из пласта и уменьшает повреждения

3. Перфорирование в горизонтальных отводах скважин, где традиционные методы практически бессильны.

При наличии проекта «умного» освоения скважины и возможности использования внутрискважинного трактора может показаться, что необходимость применения колтюбинга при перфорировании сведена к минимуму. Тем не менее все еще существуют случаи, когда характеристики пласта, длина интервала перфорирования и экономические аспекты наводят на мысль о том, что имеющиеся альтернативы являются или минимально эффективными, или же полностью невозможными. В сильно отклоненных или горизонтальных скважинах, где необходимо использовать перфорирование с отрицательным дифференциальным давлением и зацементированный хвостовик для последующих изоляционных работ или значительного перфорационного интервала неизменно потребуется применение колтюбинга. Иллюстрацией этому служат три примера успешного применения колтюбинга при перфорировании в компании TalismanEnergy (UK) Limited, в английском секторе Северного моря на платформах Clyde и Tartan.

2.3.1 Метод «динамической депрессии»

Гибкие НКТ предоставляют дополнительные возможности и гибкость по сравнению с другими системами спуска. Жесткость и прочность ГНКТ допускает приложение большей растягивающей нагрузки и сжимающего усилия, что является основным преимуществом с точки зрения эксплуатации при перфорировании в скважинах с большим отклонением от вертикали и горизонтальных скважинах. Компания Шлюмберже постоянно использует колонны для перфорации с использованием ГНКТ свыше 2000 футов [600 м] в Норт-Слоп на Аляске.

Перфорирование с использованием ГНКТ является идеальным для действующих скважин; а методы регулирования давления используются для спуска длинных компоновок перфораторов и для спуска или подъема перфораторов без глушения скважин. Возможность непрерывной циркуляции через НКТ облегчает точное распределение интервалов прострела по флюидам. Обработка карбонатного интервала кислотой непосредственно перед проведением перфорации помогает получить более чистые перфорационные отверстия.

В истощенных скважинах, где перепад давлений незначительный можно, если нужно, прокачать азот, чтобы облегчить общий столб флюида, увеличив перепад давлений в зоне, представляющей интерес. Образующийся перепад давлений аналогичен тем, которые образуются в газлифтных системах.

Для точного контроля глубины ГНКТ, соединенная с комбинированным электрическим кабелем спускается вместе с локатором муфт обсадной колонны и детектором гамма-излучений. Как вариант могут использоваться температурные датчики и датчики давления в реальном времени с памятью для мониторинга необходимой величины депрессии.

Метод «динамической депрессии»для увеличения продуктивности

Сведите к минимуму или исключите повреждения от перфорации и увеличьте продуктивность
Перфорирование с использованием методики PURE для максимальной разработки коллектора позволяет оптимизировать динамический перепад давлений скважины, а именно временный перепад давлений непосредственно после образования перфорационного канала . Программное обеспечение точно определяет оптимальную перфорационную систему и оптимальный процесс заканчивания. В данном случае контролируется оптимальный динамический перепад давлений, а не делается упор на расчетное давление в коллекторе. Данная методика была успешно применена в коллекторах с твердыми и мягкими горными породами, нефтяных и газовых коллекторах, в песчаниках и карбонатах.

Читать еще:  Как очистить кожу от цемента

Преимущества

· Минимизировать или исключить повреждение от перфорации и увеличить продуктивность пластов

· Получить более высокие результаты от проведения кислотной обработки и гидроразрыва

· Минимизироватьповреждение цемента за колонной и породы в призабойной зоне

Освоение скважин

Освоение скважин с помощью колтюбинговых установок позволяет проводить постепенное создание депрессии на продуктивный пласт. Это в свою очередь минимизирует риски по получению перетока из нижележащих водонасыщенных горизонтов. Особенно оно эффективно применение колтюбинговых установок совместно с ОПЗ или освоения после вымыва проппанта.

При освоении с помощью колтюбинговой установки необходимо использовать азотную компрессорную станцию. Она способна производить вытеснение жидкости из гибких труб. Когда происходит прорыв азотной смеси из гибких труб, она начинает поступать в НКТ. Азотная смесь постепенно снижает плотность столба жидкости в «малом» затрубном пространстве. Происходит приток жидкости из продуктивного пласта. После этого, для создания дополнительной депрессии можно спустить ниже насадку на гибкой трубе или наоборот поднять её. По объёму жидкости выходящей можно предварительно определить дебит скважины с определённого уровня.

Кратко технологию освоения можно описать следующим образом:

1. Сбор информации по скважине.

2. Составление плана работ.

3. Утверждение рабочей программы и затрат с Заказчиком.

4. Подготовительные работы.

5. Мобилизация, завоз необходимого оборудования и технологических жидкостей.

6. Монтаж оборудования.

7. Опрессовка оборудования и нагнетательных линий.

8. Спуск ГНКТ (гибкой насосно-компрессорной трубы) с подачей технологической жидкости до искуственного забоя

9. Промывка скважины. (по указанию Заказчика)

10. Позиционирование ГНКТ в заданном интервале

11. Освоение (по указанию Заказчика объём отбора жидкости и глубина установки ГНКТ)

12. Глушение скважины (по указанию Заказчика)

13. Демонтаж оборудования

14. Заключительные работы

Использование автономного прибора совместно с гибкой трубой позволяет контролировать давление и температуру в зоне ниже гибкой трубы. Потом данные с этого манометра считываются и передаются для обработки.

Для обработки данных манометра используется специализированные программные продукты. Они позволяют качественно произвести интерпретацию полученных данных, которые позволяют при необходимости подобрать ГНО.

Технология цементирования хвостовиков

Technology of cementing tail pipes

V. NIKULIN, A. MUKHAMADIEV, R.GALIMOV, Burenie Co Ltd of Aznakaevskoe UBR, Tatneft JSC

На завершающей стадии разработки, когда доля легко извлекаемых запасов ежегодно сокращается, возникает необходимость ввода в эксплуатацию коллекторов низкой кондиции путем строительства горизонтальных скважин.

There is proposed technology of hauling-down and cementing of upper part of tail pipes when constructing horizontal wells.

При строительстве горизонтальных скважин, при креплении хвостовика, когда он имеет заранее перфорированную часть и цементируется выше фильтра, возникает ряд проблем:

– недохождение хвостовика до забоя без промывки через башмак;

– некачественное удаление глинистого раствора и шлама в интервале фильтра и заколонном пространстве хвостовика, что отрицательно влияет на дебит скважины.

Известные виды оборудования для спуска и цементирования верхней части хвостовиков с щелевыми фильтрами не отвечают требованиям безаварийности и не позволяют производить промывку в интервале фильтра. Это требует дополнительных затрат времени на обеспечение прохождения по хвостовику и очистку заколонного пространства.

Предлагаемая техника и технология спуска и цементирования верхней части хвостовиков диаметром 102 и 114 мм, разработанная Азнакаевским УБР совместно с ООО «Нефтяник» (г. Бугульма), устраняют вышеуказанные недостатки и способствуют более успешному проведению работ.

В качестве хвостовика используются фильтры с кислоторастворимыми магниевыми заглушками (ОРВ-102, ОРВ-114) или широко применяемые обсадные трубы диаметром 102 и 114 мм, которые после цементирования верхней части хвостовика вскрываются с применением гидромеханических перфораторов ПГМ-102 (114)М (рис. 1).

28 мм), чтобы открыть цементировочные отверстия клапана разрушением срезных винтов при давлении 5,0 – 6,0 МПа (седло останавливается на упоре).

– Закачивается расчетное количество цементного раствора через отверстия клапанного узла.

– Подается цементировочная пробка, до получения сигнала «стоп» при достижении пробкой шарового клапана.

– Инструмент приподнимается на 1,0 м; обратной промывкой через отверстия герметизирующего узла вымывается цементный раствор, находящийся выше «головы» хвостовика.

– Затем инструмент извлекается, закрывается устье скважины. Извлеченные из скважины детали подвергаются ревизии и восстановлению для повторного применения.

В отличие от известных способов предлагаемая техника и технология цементирования позволяют:

во-первых, произвести спуск инструмента с хвостовиком с качественной промывкой до забоя без осложнений;

во-вторых, предварительно отсоединить хвостовик до начала цементирования и провести последующую герметизацию «головы» хвостовика при выполнении технологических операций;

в-третьих, исключить разбуривание цементировочной пробки и цементного стакана;

в-четвертых, за счет конструкции забоя в последующих процессах освоения и эксплуатации производить промывку избирательно, как фильтровой части ствола, так и заколонного пространства (рис. 2).

Иные применяемые конструкции исключают эти важные операции для восстановления производительности скважины. Предлагаемое оборудование может быть использовано для монтажа нецементируемых хвостовиков с щелевыми фильтрами с их промывкой по всей длине.

Цементировочная пробка

Изобретение относится к бурению скважин . Цель изобретения — обеспечение разделения на нижнем уровне цементного и бурового растворов, турбулизации цементного раствора и повышение технологичности изготовления. Цементировочная пробка (ЦП) состоит из цельнорезинового корпуса с верхней и нижней уплотнительными манжео ( тами 2, коническим сужающимся по направлению потока центральным каналом 3 и днищем (Д) 4. В слой резины Д 4 загумирована посадочная шайба 5. Выполнено Д 4 разрушаемым при посадке ЦП в рабочее положение. На стенках канала 3 имеются открытые вверх в его полость прорези (П) 6, симметрично расположенные в горизонтальной плоскости. Угол наклона П 6 от оси ЦП равен углу конусности канала 3. Глубина П 6 — не более радиуса канала 3. За счет П 6 на стенках канала 3 образуются виброэлементы 7. В скважину спускают обсадную калонну с упорным кольцом. Затем продавливают в скажину ЦП, которая разделяет цементный и буровой растворы. При посадке ЦП на кольцо Д 4 разрывается и цементный раствор проходит через канал 3 в заколонное пространство. При этом виброэлементы 7 отклоняются внутрь канала 3 и совершают виброколебания, вызывая турбулизацию цементного раствора. 3 ил. ОС jTf -7 %шиш со -ч о ftiz.1

1640370 А1 (st)s Е 21 В 33/16

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4667183/03 (22) 01,02,89 (46) 07.04.91. Бюл. М 13 (71) Азербайджанский государственный научно-исследовательский и проектный институт нефтяной промышленности (72) Э.М.Сулейманов, Л.M.Ìàòâååíко, .Т.А.Бурджалиев и Т.К.Аливердизаде (53) 622.245.42 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1046482, кл, Е 21 В 33/16, 1982.

Авторское свидетельство СССР

М 1257169, кл. Е 21 В 33/16, 1988. (54) ЦЕМЕНТИРОВОЧНАЯ ПРОБКА (57) Изобретение относится к бурению скважин. Цель изобретения — обеспечение разделения на нижнем уровне цементного и бурового растворов, турбулизации цементного раствора и повышение технологичности изготовления. Цементировочная пробка (ЦП) состоит из цельнорезинового корпуса с верхней и нижней уплотнительными манжетами 2, коническим сужающимся по направлению потока центральным каналом 3 и днищем (Д) 4, В слой резины Д 4 загумирована посадочная шайба 5. Выполнено Д 4 разрушаемым при посадке ЦП в рабочее положение. На стенках канала 3 имеются открытые вверх в его полость прорези (П) 6, симметрично расположенные в горизонтальной плоскости. Угол наклона П 6 от оси

ЦП равен углу конусности канала 3. Глубина

П 6 — не более радиуса канала 3. За счет П 6 на стенках канала 3 образуются виброэлементы 7. В скважину спускают обсадную калонну с упорным кольцом. Затем продавливают в скажину ЦП, которая разделяет цементный и буровой растворы. При посадке ЦП на кольцо Д 4 разрывается и цементный раствор проходит через канал 3 в эаколонное пространство. При этом виброэлементы 7 отклоняются внутрь канала 3 и совершают виброколебания, вызывая турбулизацию цементного раствора. 3 ил.

Читать еще:  Компания хуаксин гаюр цемент

Изобретение относится к бурению скважин и предназначено для их цементирования, Целью изобретения является обеспечение разделения на нижнем уровне цементного и бурового растворов, турбулизации цементного раствора и повышения технологичности изготовления.

На фиг. 1 показана цементировочная пробка, разрез в осевой плоскости; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг, 3 — схема работы пробки, Пробка содержит цельнореэиновый корпус 1 с верхней и нижней уплотнительными манжетами 2, коническим сужающимся по направлению потока цементного раствора центральным каналом 3 и днищем

4. В слой резины днища 4 загумирована посадочная шайба 5. На стенках канала 3 имеются открытые вверх в его полость прорези 6, симметрично расположенные в горизонтальной плоскости. Угол наклона прорезей 6 от оси пробки равен углу а конусности канала 3, а глубина их — не более радиуса канала 3. За счет прорезей 6 на стенках канала образуются виброэлементы

7. Днище 4 выполнено разрушаемым при посадке пробки 4 на упорное кольцо в рабочее положение.

Пробка работает следующим образом.

После спуска в скажину 8 обсадной колонны 9 С упорным кольцом 10 на конце колонны устанавливают в колонне цементировочную пробку 11, которая в процессе движения разделяет буровой раствор 12 и цементный раствор 13, закачиваемый в обсадную колонну. При этом уплотнительные манжеты 2 предотвращают взаимопроникновение и смешивание растворов, а передача силы давления на дно канала 3, в головную часть пробки, делает устойчивым ее движение в колонне 9. При этом течения .в канале 3 пробки нет, так как слой резины днища 4 рассчитан на срез (или разрыв) при подъеме давления до уровня не менее, чем величина давления стоп-сигнала. В момент посадки пробки на упорное кольцо 10 давление на устье скважины начинает резко повышаться на величину давления сигнала

Слой резины днища 4 срезается (прорывается) и поток цементного раствора проходит через центральный канал 3 пробки в заколонное пространство скважины 14. Так как распределение скорости потока в канале пробки аналогично зависимости, а соответствующее распределение давления имеет обратный характер, т.е. у стенки канала давление больше, чем на его оси (P» Рр), то упругие виброзлементы 7 отклоняются внутрь канала 3, где совершают упругие виброколебания в области от стенки канала до его оси, вызывая турбулизацию потока цементного раствора. Это способствует улучшению надежности разобщения пластов и крепления низа колонны за счет повышения степени замещения бурового раствора цементным в эаколонном пространстве скажины и у нижнего конца обсадной колонны, работающего в наиболее сложных условиях при последующем углублении скважины.

Цементировочная пробка, содержащая цельнорезиновый корпус с верхней и нижней уплотнительными манжетами, центральным каналом и днищем, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью разделения цементного и бурового растворов на нижнем уровне, турбулизации цементного раствора и повышения технологичности изготовления, она снабжена посадочной шайбой, раз-. мещенной в слое резины днища, которое выполнено разрушаемым при посадке цементировочной пробки в рабочее положение, при этом центральный канал выполнен в виде сужающегося по направлению потока цементного раствора конуса и имеет симметричные в горизонтальной плоскости открытые вверх прорези, угол наклона которых от оси цементировочной пробки равен углу конусности центрального канала, а глубина — не более радиуса последнего.

Редактор M.Áëàíàð Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Q.Гирняк

Заказ 1006 Тираж 367 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород. ул.Гагарина, 101

Цементная пробка

Массовые поставки цемента из-за рубежа не станут лекарством от дефицита этого стройматериала на юге России. Импортный цемент попросту не пройдёт сквозь узкое горлышко транспортной инфраструктуры

Ещё в первой половине 2007 года рыночная ниша, связанная с поставками в Россию импортного цемента, была практически свободна. Сейчас эта ниша активно заполняется: трейдеры и строители возлагают на цемент из Турции, Китая и Египта большие надежды. Сегодня популярно мнение, что вызванный дефицитом резкий рост цен на цемент удастся стабилизировать за счёт импорта. Однако уже первые крупные поставки из-за рубежа показали, что трейдеры и покупатели столкнутся с рядом глобальных проблем, на решение которых уйдут годы. И главная из этих проблем — слабость транспортной инфраструктуры. Наши порты, железная дорога и городские магистрали не готовы к тому, чтобы пропускать сотни тысяч тонн импортного цемента. Участникам рынка сегодня остаётся лишь одно — прилагать усилия для того, чтобы сделать последствия надвигающегося цементного кризиса менее болезненными.

Зрелый дефицит

О возможности возникновения в России дефицита цемента участники рынка начали говорить около трёх лет назад. В прошлом году предположение оправдалось: стало очевидно, что российские цементные заводы не успевают за потребностями строителей. Цена на строительный материал стремительно растёт, и предел роста предсказать трудно. Сейчас производственные мощности российских предприятий составляют порядка 55–60 млн тонн цемента в год. Большинство предприятий используют энергоёмкую «мокрую» технологию производства цемента, поэтому из-за ожидаемого роста цен на энергоносители стоимость цемента будет гарантированно повышаться.

Есть ещё несколько негативных факторов. Износ оборудования на некоторых заводах доходит до 70%. Это значит, что их производительность никогда не достигнет проектной, которая учитывается в статистике. Строительство новых заводов, с учётом разрешений и согласований, как, впрочем, и переоборудование существующих мощностей, в реальности занимает около 2,5–3 лет. Ввод новых мощностей, в свою очередь, создаст дефицит сырья для производства цемента. Разработка месторождений с нуля или увеличение добычи на уже существующих месторождениях за счёт закупки дополнительного горнодобывающего оборудования займёт ещё 4–5 лет. То есть если проекты и стартуют в текущем году, сырьевая проблема решится лишь к 2012 году.

Вполне вероятно, что дефицит цемента будет особенно острым в южных областях России. В отличие от других регионов, Юг потребляет цемент почти круглогодично. Прогноз его потребления в ЮФО на 2008 год без учёта олимпийских объектов — 11 млн тонн. Сейчас суммарная мощность цементных заводов ЮФО не превышает 10,5 млн тонн. Но это только статистические данные. В реальности уже с начала 2007 года некоторые предприятия для увеличения объёмов производства вынуждены закупать высококачественный цемент в Турции и перерабатывать его под российский стандарт. Разумеется, использование такой «технологии» производителями не афишируется.

К 2010 году, по нашим расчётам, потребность Южного округа в цементе может достигнуть 13,4–14 млн тонн. Российские и зарубежные аналитики прогнозируют в ближайшие два года рост потребления цемента в России на уровне 2,5–3,5 млн тонн в год. По нашему мнению и мнению потребителей, в реальности рост может быть в 2 раза выше.

Таким образом, в течение ближайших 5–7 лет цементная тема в России, и особенно на олимпийском Юге, будет крайне актуальной. Это означает приток инвестиций в добывающую и производственную отрасли. Кроме того, уже в ближайшее время станет формироваться индустрия импорта зарубежного цемента. Однако для того, чтобы наладить регулярные поставки дефицитного материала в Россию, импортёрам сначала придётся решить ряд глобальных проблем.

Железнодорожный тупик

Прогноз потребления цемента в ЮФО на 2008 год без учёта олимпийских объектов — 11 млн тонн. Сейчас суммарная мощность цементных заводов ЮФО не превышает 10,5 млн

До 2007 года основными странами-поставщиками цемента в РФ были Белоруссия и Украина. Однако сегодня только их импорта уже недостаточно. Сейчас ведутся поставки из Турции, Греции, Египта и других стран. Некоторые поставщики возлагают надежды на Китай, занимающий 45-процентную долю в мировом экспорте. Однако обольщаться не следует: доставка китайского цемента в центральную Россию, где его потребляют больше всего, обходится значительно дороже, чем из ближнего зарубежья и Европы. Кроме того, наши маркетинговые исследования показывают, что с 2008 года в Европе и в странах, являющихся традиционными экспортёрами, — в том числе в Китае, Турции, Индии — увеличится собственное потребление цемента при сокращении его производства.

Читать еще:  Упаковка цемента биг бэг

Впрочем, цена импортного цемента в России будет определяться не столько мировыми тенденциями, сколько местной логистической составляющей — это транспорт, таможня, складирование. К примеру, в январе прошлого года средняя цена тонны цемента в Китае составляла 42–54 доллара, в Турции — 90–105 долларов. При этом стоимость доставки цемента до Москвы, в зависимости от страны-производителя, доходила до 190 долларов за тонну.

Уже в конце прошлого года цементная лихорадка и увеличение запросов поставщиков и покупателей спровоцировали рост стоимости морских фрахтов и портовой обработки в портах Чёрного и Азовского морей. Ажиотаж, основанный исключительно на слухах, привёл к тому, что в последнем квартале прошлого года стоимость перевалки цемента в порту Новороссийска выросла почти на треть — до 18–20 долларов за тонну. То же случилось и с морскими фрахтами: их стоимость достигла 18,5–21,5 доллара за тонну. Такие цены делают турецкий, египетский и греческий цемент абсолютно неконкурентоспособным на российском рынке.

Свою роль в росте цен сыграют и РЖД. В 2008 году ожидается увеличение железнодорожных тарифов на 10–14%. При этом нельзя забывать, что поставки цемента в Россию наиболее дешёвым — навальным — способом сейчас невозможны из-за отсутствия инфраструктуры и проблем с экологией.

Возможно, со временем рынок привыкнет к цене импортного цемента. Однако даже при высоком уровне цен импорт останется ограниченным — попросту не будет хватать российских транспортных возможностей. По нашему прогнозу, порты и железная дорога в лучшем случае могут пропустить на территорию России около 1,5 млн тонн в год. Это всего лишь 35–40% от прогнозируемого дефицита.

Сейчас на Юге среди поставщиков стройматериалов развернулась серьёзная борьба за олимпийские объёмы. Однако при этом все участники рынка понимают, что в регионе практически нет транспортной инфраструктуры, необходимой для того, чтобы обеспечить потребности масштабной стройки. Существующая инфраструктура не сможет обеспечить потребности региона в цементе как при поставках «в навал», так и при ввозе цемента в «биг-бэгах» (традиционная для зарубежных производителей пластиковая упаковка, рассчитанная на 1,5 тонны груза).

Для строителей олимпийского Сочи серьёзной трудностью станет отсутствие возможности доставить цемент в город и окрестности. Порт Сочи из-за малой мощности не способен перевалить весь необходимый объём строительных материалов. Кроме того, есть экологические ограничения — порт находится в центре города. Автомобильные перевозки цемента через сочинский порт заблокируют и без того перегруженные магистрали.

Возможно, проблему решат грузовые терминалы в окрестностях Сочи. Однако в самом удачном случае их строительство может быть закончено лишь к концу 2010 года. К этому же сроку РЖД планируют построить дополнительную железнодорожную ветку к Сочи. Здесь тоже не обходится без сложностей: для создания новой ветки нужно снести сотни расположенных вдоль моря построек, строительство которых в своё время было санкционировано разными высокопоставленными лицами. Второй вариант для железнодорожников — врезаться в горы, а это труднейшая и дорогостоящая задача.

При увеличении объёмов импорта цемента, кроме глобальных проблем, рынок столкнётся и с другими, менее масштабными, но при этом трудноразрешимыми вопросами. Возьмём хотя бы способ упаковки импортного цемента. Он практически весь будет поставляться в «биг-бэгах». Комплексные потери при транспортировке и перевалке у российских потребителей, не имеющих опыта работы с «биг-бэгами», доходят до 15–20%. Иногда продукт приходит в конечную точку в виде затвердевшего полуторатонного кубика. Играет роль и то, что российские заводы не оснащены оборудованием для приёма и складирования импортного цемента, поскольку изначально запроектированы под вагоны-«хопры». На следующем этапе покупатели сталкиваются с проблемой утилизации «биг-бэгов». Что делать, например, бетонному заводу со 100 тысячами турецких мешков из пропилена с остатками цемента?

Ещё один вопрос для российского рынка — качество импортного цемента. Если поставщики из Украины и Белоруссии себя уже исторически зарекомендовали, то Китай вызывает изрядную настороженность. Поэтому российские покупатели будут вынуждены прилагать дополнительные усилия для предварительного и оперативного контроля качества китайского цемента. Это опять же скажется на росте цен.

По сахарному пути

Интересно, что от близкой к кризисной ситуации с поставками цемента однозначно выиграют две близкие к рынку структуры — таможня и преступные группировки. Многолетняя практика администрирования таможенной стоимости с использованием КТС (корректировка таможенной стоимости) показывает, что стоимость таможенного оформления и уплаты при оформлении НДС будут расти. С июня по декабрь прошлого года таможенная нагрузка на каждую тонну импортируемого цемента увеличилась в среднем в 2 раза. Можно также предположить, что таможенники и налоговики смогут удачно закрыть часть прорех в сборе НДС, повышая таможенную стоимость импортного цемента.

После начала цементного ажиотажа на рынке стала заметна активность профессиональных финансовых аферистов. В своё время они отточили схемы работы на миллионных поставках мочевины и сахара. Теперь в моде цемент. Как правило, мошенники представляются солидными зарубежными компаниями, имеющими подтверждённые крупнейшими западными банками рекомендации. Мошенники предлагают поставки «от 1 млн тонн», сертификаты, «эксклюзив от производителя», аккредитивы при расчёте и прочие вещи, которые должны подтвердить надёжность поставщика и успокоить покупателя. Практика показывает, что с носом могут остаться и доверчивые, и крайне осторожные покупатели.

Местная анестезия

Очевидно, что цементного кризиса избежать не удастся. Можно, конечно, надеяться на разумные действия государства, которое за счёт продуманной таможенной политики и инвестиций в транспортную инфраструктуру могло бы ускорить решение проблемы. Однако сегодня речь идёт только о том, как участникам рынка сделать так, чтобы последствия цементного кризиса были менее болезненны. Лишь единичные российские компании имеют практический опыт ввоза и реализации зарубежного цемента. Сейчас, как правило, российские трейдеры цемента самостоятельно заключают договоры с поставщиком, а затем судорожно ищут перевозчика. В результате в контрактах появляется масса пробелов, которые влияют на эффективность сделки. Российские трейдеры должны заранее, как минимум до подписания контракта с производителем, согласовывать свои действия с опытным логистом. Импортные поставки цемента — это не просто «купил, привёз, продал». Это целая система, учитывающая и особенности доставки, вплоть до надёжности упаковки, и финансовую составляющую.

Потребителям цемента, в свою очередь, следует проявить осторожность при выборе трейдера, число которых в скором времени будет расти в геометрической прогрессии. И с особой настороженностью нужно будет относиться к трейдерам, предлагающим самые низкие цены. Дело в том, что трейдер может сэкономить только двумя способами: на доставке судами и на перевалке только при большом объёме поставки или на таможенном оформлении за счёт занижения стоимости цемента и реального веса партии. Игра с таможней в кошки-мышки через фирму-однодневку даёт некоторый экономический эффект, но и чревата корректировкой стоимости (в сторону увеличения, конечно) на третьей или четвёртой партии, или же вовсе арестом партии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector