Seo-friends.ru

Большая стройка
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое грунтовка лыж

О лыжах для чайников 2. Теоретическая часть.

Приветствую.
Чтобы можно было на что-то сослаться не мешая теорию с практикой(хотя всё равно смешаю), делаю этот пост.
Постараюсь написать максимально простыми словами и в том объёме который может пригодиться новичку, а что не пригодится то для общего развития.

В первую очередь лыжи должны хорошо скользить, обычно тут работает магия, но специалисты условно распределяют влияние на скольжение таким образом:

60% эпюра( или жесткость, весовой прогиб)
20% скользящая поверхность
20% смазка

Что касается эпюры, тут надо разобраться со стилями:

Классический стиль— когда лыжи едут параллельно друг другу. Физиологически этот стиль наиболее близок к естественным движениям человека. Пока мы скользим всё хорошо, но как только надо сделать толчок ногой появляется проблема, современные пластиковые лыжи очень скользкие, пластику по большому счёту всё равно куда скользить. Есть хитрость: в фазе скольжения вес лыжника распределяется равномерно на обе лыжи, а значит на каждой лыже

50% веса лыжника, лыжа опирается в передней и задней частях, колодка не соприкасается со снегом. Далее лыжник переносит вес на одну ногу, вес распределён по стопе, тут колодка уже прижимается к снегу, но в идеале скольжение ещё должно сохраняться. При отталкивании ногой усилие передаётся через носок ботинка, и благодаря усилию отталкивания появляется дополнительная сила прижимающая колодку к снегу. Под колодкой у нас зона держания, на ней нанесена специальная мазь держания, либо камус, либо на худой конец насечки. Можно сказать что при толчке ногой мы зажимаем тормоз у лыжи, благодаря чему можем оттолкнуться. Если лыжа будет слишком жёсткая, мы не сможем продавить колодку, соответственно не сможем толкнуться, если слишком мягкая- лыжа будет постоянно тормозить. Тут надеюсь всё легко и понятно.

Коньковый стиль— в простонародье «ёлочка». Для коньковых лыж предъявляются иные требования, так как мы практически всегда скользим на одной ноге, а так же, толчок выполняется от скользящей опоры. Лыжа не должна продавливаться в области колодки иначе она будет тормозить. Причём в отличии от классических, коньковые лыжи всегда работают под полным весом лыжника, и при этом должны огибать неровности трассы. (да, продавленная в колодке лыжа тормозит, пускай на «голых» лыжах классикой не поедешь, но и скольжение будет так себе)

В процессе скольжения лыжа утрамбовывает снег, и как бы понятно что чем сильнее лыжа его утрамбует тем больше на это потратится энергии, и тем сильнее будет тормозить. А следовательно на более мягкой трассе нужно чтобы носок «всплывал» немного притрамбовывая снег, и ближе к колодке передается большее давление. У лыж на мягкие трассы при сжатии ощутимо расходятся мыски и пятки. Слишком жёсткие лыжи могут «зарываться» в снег. Это хорошо ощущается.
В случае хорошо укатанных твёрдых трасс равномерность распределения давления не так критична, зато важна курсовая устойчивость, иначе лыжа будет рыскать, в таких случаях области максимального давления смещают дальше к мыскам и пяткам лыж.
Так же эпюра влияет на формирование водяной плёнки.

Скользящая поверхность.
Снег сам по себе представляет из себя кристаллики льда, и в сухом виде по сути является абразивом, лыжи скользят благодаря прослойке воды которая образуется под лыжей в результате давления лыж на снег и трения. Чем морознее погода тем меньше воды, тем выше трение. Наверное многие замечали что в крепкие морозы даже лёд бывает не скользким. Когда воды слишком много возникает подлипание лыж. Для устранения этих проблем на поверхность пластика наносятся специальные структуры, своеобразный «протектор» лыж.

Для холодной погоды очень мелкие длинные продольные насечки вдоль всей длинны лыж- задача этой структуры обеспечить сохранность водяной прослойки из малого количества влаги, и минимизировать трение.
Для теплой и влажной погоды наносится крупная глубокая структура из коротких продольных насечек диагональю или ёлочкой, их задача отвести лишнюю влагу в сторону из пятна контакта.
Вариантов структур огромное множество, есть более универсальные, или наоборот узкоспециализированные.

Что касается материала скользящей поверхности, то дерево давно в прошлом, сейчас применяется только пластик.
По сути основа всех скользящих поверхностей- измельчённые гранулы полиэтилена.
Экструдированный полиэтилен, или ПНД, самый дешёвый вариант. Такой пластик выплавляют из гранул при температурах около 160-170 С.
Спечённый полиэтилен, или высокомолекулярный пластик, или полиэтилен с высоким молекулярным весом (High Performance Polyethylene – HPPE). В данном случае гранулы запекают под высоким давлением. Как правило на ощупь этот пластик более твёрдый. Благодаря тому что в кристаллической решётке этого пластика есть аморфные зоны, он может впитывать смазку в отличие от обычного полиэтилена который ничего не впитывает. Так же при производстве пластика в него добавляют вспомогательные вещества, к примеру графит который добавляет антистатические свойства и ощутимо влияет на скольжение. Есть много марок спечённого пластика, они по разному скользят, по разному впитывают смазку, и по разному стоят.

Правда при перегреве запечённый пластик может подплавиться и превратиться в обычный дешёвый ПНД. Разные производители могут называть пластики по разному, как правило чем выше цифра в названии тем выше качество пластика. Стоит добавить что ПНД не способен впитывать, а соответственно и удерживать смазки скольжения.

Смазки.
Для скольжения применяют парафины и ускорители, а так же парафины быстрого нанесения: аэрозоли, эмульсии, пасты, и т.д.
Ускорители- из высшей лиги, маленькая баночка порошка или таблетка может стоит дороже любительских лыж. Ускорители применяются как финишный этап подготовки лыж, после обработки парафинами. Порошок вплавляется в пластик и часто не продляет жизни лыжам, да и здоровья сервисменам так же не прибавляет(из-за паров фтора и пыли)
Парафины бывают: (по росту цены и свойств) CH-углеводородные, LF-с низким содержанием фтора, HF-с высоким содержанием фтора.
Задача смазок, придать гидрофобные свойства пластику. Так же парафины очищают поверхность от грязи.
Бывают базовые парафины, и на различную температуру и влажность снега.
Парафин плавится утюгом на поверхности лыж, после чего снимается скребком, вычищается из структуры специальными щётками и полируется. То есть уже предполагается наличие достаточного количества инструментов.
Разного рода парафины быстрого нанесения, если не углубляться глубоко, по сути те же парафины с растворителем облегчающим применение.

Мази держания.
Бывают смоляные, синтетические, фтористые, а так же клистеры.
Задача мази держания- быть достаточно мягкой чтобы кристаллы снега проникали в неё(подобно гвоздям) достаточно глубоко для держания, при этом достаточно жёсткой чтобы снег не налипал на неё, а так же чтобы не стираться.

За этими, казалось бы простыми условиями, скрывается большая работа. Из-за большого числа вариаций температуры, влажности, типа снега, рабочий диапазон мазей держания уже, и без опыта сложно угадать с мазью. Важность правильного выбора мази держания для классического хода гораздо выше чем правильное попадание со скольжением.

Ещё один важный параметр- вес.
Он зависит от внутреннего наполнения- сердечника. Это может быть цельное дерево, дерево с воздушными каналами, специальная пена, разные сотовые наполнители, а так же могут быть комбинации из этих материалов. Не трудно догадаться что от этого зависит не только вес лыж, но и их прочность.

Так же производители применяют разную конструкцию- капы или сэндвичи. Сюда совершенно нет смысла смотреть, это просто разные технологии которые позволяют добиться одной цели разными методами, разве что Cap позволяет играться с профилем лыж, но глобально кроме дизайна и удобства производства это не даёт преимуществ. Потому никакой важной информации в этом знании для нас нет. Даже топовые лыжи есть обоих конструкций.

Подготовка коньковых лыж.

Поскольку парафины — это мази горячего нанесения, то для их использования понадобится утюг, затратьте немного денег на покупку хорошего смазочного утюга — он будет лучше работать и убережёт ваши лыжи от перегрева.

КАК ВЫ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ УТЮГ
После достижения утюгом правильной температуры (которая обычно является температурой, при которой парафин начинает плавиться на поверхности утюга), утюг перемещают от носка лыжи к концу одним непрерывным проходом. Перенесите утюг и снова начните ту же самую процедуру с носка лыжи. Повторите процесс от 4 до 7 раз на лыжу. Этот процесс гарантирует правильное время, потраченное на прогрев лыжи и маленькую вероятность перегрева базы.
Температура комнаты обязательно должна быть не ниже 16°С. Большинство лыжников не понимает важности этой проблемы. При окружающей температуре ниже 16°С температура внутри лыжи также падает, и между молекулами полиэтилена остается слишком мало места для надлежащего поглощения парафина. Холод в комнате часто заканчивается нагревом базы до чрезмерных температур или плохим проникновением парафина.
Нанесение парафина — важнейший момент при правильной подготовке лыж.

Читать еще:  Что такой грунтовок под обои

Простые факты:

· Сухой окисленный полиэтилен может приводить к появлению «заставленной» базы.

· Старые сухие базы плохо впитывают парафин, особенно фтористый.

· Плохо обработанная база теряет нанесенную структуру быстрее.

· Скорость вашего гоночного парафина сильно зависит от состояния лыж перед нанесением парафина.

· В конечном счете, перегрев может снижать эффективность и производительность всех парафинов, особенно содержащих 100% фтора.

ОБЩИЕ ОШИБКИ:
Большинство лыжников использует неправильный утюг. Домашний утюг, который обычно используется большинством лыжников, не предназначен для расплавления фтористых и твердых синтетических парафинов. Точка плавления Swix Cera F — 100°С (212 F), а точка плавления Swix СН 4 — 95°С (203 F). Парафины, сделанные сегодня, меньше стираются, они более твердые по сравнению с традиционными парафинами, и поэтому требуют более горячей температуры утюга. Когда лыжники используют домашний утюг, они обычно устанавливают температуру где-нибудь в районе. «хлопок», «шелк» или «синтетика». Это ужасно!
Не используйте бытовой утюг!

Подготовка лыж для грунтовки
Прежде чем приступить к подготовке новых лыж, необходимо определить — каким способом обработана скользящая поверхность. Лыжи, обработанные заводским способом шлифовки, требуют легкой ручной циклевки (острой металлической циклей), при которой удаляются только ворсинки, но не пластик (т.е. не стирая рисунка — штайншлифта на скользящей поверхности). Если не было заводской шлифовки, то необходимо проверить состояние скользящей поверхности, удаляя дефекты. Это делается путем снятия тонкого слоя поверхности металлической циклей, которое чередуется с пропиткой парафином (обильно пропитать парафином, затем сциклить — повторить эту процедуру несколько раз). Затем очищаем лыжи от остатков парафина при помощи латунной щетки и жесткого фибертекса.

Грунтовка лыж
После циклевки лыжи металлической циклей необходимо тщательно вычистить скользящую поверхность латунной или бронзовой щеткой и жестким фибертексом, а затем нанести грунтовочный парафин (специальный грунтовочный или любой более или менее мягкий с диапазоном применения — 3 -10 градусов. Обычно используют фиолетовый). При этом желательно применять парафин в избыточном количестве, прогревая лыжи два-три раза без промежуточной циклевки и добавляя парафин постольку, поскольку он впитывается в поверхность.
Остудите лыжи. Через 20 — 30 минут удалить избыточный парафин пластмассовым скребком и обработать поверхность нейлоновой щеткой. Произвести такую обработку скользящей поверхности несколько раз с тщательной зачисткой нейлоновой щеткой после каждого слоя. Вышеуказанной грунтовкой лыж мы должны добиться создания на поверхности поблескивающего слоя.
Если погодные условия требуют, чтобы на лыжах была структура, а лыжи не имеют заводского штайншлифта, необходимо вручную сделать соответствующую нарезку. Нанесение структуры всегда производится перед тем, как на лыжу наносится основной парафин. Правда, иногда в этот порядок работы вмешивается погода: например, в последний час перед стартом резко меняется температура, влажность. В этом случае нарезку приходится наносить после основного парафина.

Грунтовка лыж под соответствующую погоду.
При грунтовке скользящей поверхности под основной парафин следует помнить:

· Температура плавления парафина, используемого при грунтовке, должна быть выше температуры плавления основного парафина, т.е. грунтовочный парафин должен быть более тугоплавким (в этом случае основной парафин не смешивается с грунтовочным). В случае холодной погоды, когда в качестве основного парафина используется морозный, а значит — тугоплавкий твердый парафин — и нет возможности в качестве грунтовочного использовать более твердый, грунтуем лыжи парафином, аналогичным по твердости основному парафину.

· При очень старом, жестком, «агрессивном» снеге, если длительный период времени стоит одна и та же погода (особенно мороз), да и просто для снятия с поверхности электростатического напряжения при грунтовке рекомендуется использовать парафин-«антистатик» (например, «START»-antistatic или «REX»-antistatic, и т.д.)при грунтовке лыж под соответствующую погоду под обычный парафин необходимо использовать простой, а под фторсодержащий — фтористый.

Грунтовка производится обычным способом, при помощи утюга с нормальной для данного парафина температурой плавления (как правило, это температура 120 градусов). Нанести парафин на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина.

НАБЛЮДЕНИЕ: – не всегда есть возможность (прежде всего финансовая) парафин на лыжу «лить рекой». Многие любители лыжного спорта используют следующий способ: коротким быстрым движением плитка парафина оплавляется на утюге и таким же быстрым движением этой плиткой (пока на ней есть расплавленный парафин) натирается участок лыжи. Процедура повторяется несколько раз до тех пор, пока вся лыжа не покроется парафином. Затем парафин плавится на лыже, как обычно, утюгом. Этот способ неплох и вполне имеет право на жизнь. Во всяком случае, вам удастся добиться значительной экономии парафина .
Остудите лыжу в течение 20-30 мин. (до комнатной температуры), затем излишки парафина удалить пластмассовым скребком и тщательно обработать поверхность нейлоновой щеткой.

СОВЕТ: – графитсодержащие скользящие поверхности лучше грунтовать графитовыми или фторграфитовыми парафинами

Нанесение основного парафина (соответствующего погоде)
Под соответствующую погоду отбираем наиболее подходящий парафин. После выбора подходящего парафина нанесите его на скользящую поверхность, расплавляя брусок парафина об утюг и заливая таким образом лыжу толстым слоем расплавленного горячего парафина. Дают остыть и циклят при помощи пластмассового цикля. Далее нейлоновой щеткой удаляют остатки парафина. Затем нужно произвести шлифовку до блеска при помощи либо шлифовальной ткани, либо при помощи более мягкой щетки.
При нанесении парафина необходимо знать следующее: если используется парафин на морозную погоду (более тугоплавкий парафин), то необходимо большую его часть снять пластмассовой циклей до его затвердевания, поскольку, если дать тугоплавкому парафину полностью остыть, он станет жестким и при циклевке будет скалываться с лыжи кусками, оставляя большие пространства лыжи без парафина. После окончательного остывания лыжи оставшийся парафин удаляют жесткой пластмассовой циклей и затем жесткой нейлоновой щеткой. Мягкие парафины обрабатываются аналогичным образом. Единственное отличие заключается в том, что мягкому парафину следует дать полностью остыть, а затем удалить с помощью пластмассовой цикли и нейлоновой щетки средней степени жесткости. В остальном процедура нанесения и снятия парафина идентична той, которая применяется при грунтовке лыж.

Нанесение последнего слоя: обычного (сыпучего) порошка или спрессованного (ускорителя)
Порошок посыпают тонким слоем на скользящую поверхность, а затем при помощи утюга расплавляют (о правильном расплавлении порошка свидетельствуют своеобразные «пляшущие» искорки или звездочки, появляющиеся в течение одной-двух секунд после прохождения утюга). При этом расплавлять порошок или ускоритель желательно одним движением, когда утюг медленно движется вдоль лыжи.
После остывания скользящую поверхность лыжи очищают от излишек порошка при помощи натуральной щетки (из конского волоса) и шлифуют полировальной бумагой. Все! Ваши лыжи готовы к гонке.

СОВЕТ: при очистке скользящей поверхности от остатков порошка не следует сильно нажимать на лыжу — совершайте мягкие движения с незначительным давлением на щетку.

Порошки и ускорители можно растереть и в холодном виде, не используя утюг. Для этого порошок посыпают на скользящую поверхность лыжи (а ускорителем, соответственно, лыжу натирают) и растирают рукой, натуральной пробкой или специальной полировальной пробкой. Затем обрабатывают натуральной щеткой и шлифуют полировальной бумагой. Однако нанесенный таким образом порошок удерживается на лыже хуже, чем порошок, закрепленный на лыжах с помощью горячего утюга, и данный способ приготовления лыж рекомендуется лишь при участии в соревнованиях на короткие (5 -10 -15 км) дистанции.

Базовая подготовка лыж

Непрекращающиеся споры «циклить или парафинить» никогда не утихнут. Адепты той и другой методик подготовки скользящей поверхности лыж (СПЛ) имеют право на собственное мнение, подтверждённое успешным опытом. Данная статья посвящена «парафинщикам».

Цель базовой обработки – создать условия, при которой скользящая поверхность лыж приобретёт адгезионные, электростатические и химически активные свойства, предназначенные для эффективного удержания смазки и отторжения грязи. Такая обработка оказывает существенное влияние на процесс скольжения лыжи в любых условиях.

Нам потребуются: лыжный профиль, утюг, набор щёток (бронза, сталь, жёсткий нейлон), пластиковый скребок, скребок для желобка, не синтетическая ткань (фиберлён), набор парафинов (BW, BWG, BWLF — Start или аналоги).

Последовательность действий при базовой обработке лыж

описана ниже, каждый пункт выполняем сначала с одной, потом с другой лыжей и переходим к следующему:

Читать еще:  Через какое время можно наносить краску после грунтовки автомобиля

1. Пройти 20-25 раз от носка к пятке латунной щеткой с легким нажимом, затем 5-7 раз стальной. Применение стальной щётки после латунной необходимо всегда (далее по тексту выполняем без дополнительного напоминания). Цель первого пункта – снять транспортировочную смазку, она может быть в виде плёнки, а не парафина. Если слой парафина – сначала скребком.

2. Пройти 10-15 раз от носка к пятке стальной щеткой. Цель – удалить мельчайшие частицы из пор СП и вскрыть структуру от старых волокон пластика. В принципе, такая лыжа уже поедет неплохо. Но не во всех условиях.

3. Парафином Base Wax (либо любой легкоплавкий вариант) при температуре утюга около 85-90гр. залить СПЛ, разровнять и снять в горячем виде не нажимая сильно на пластиковый скребок, чтобы не повредить поверхность. Повторить 2-3 раза, пока цвет снятого парафина будет без грязных вкраплений. Не давать лыже остыть. Цель – извлечь из пор пластика мелкие частицы. Опять нанести BW и расплавить утюгом. По мере впитывания парафина добавлять новый. Продолжительность – около 10-15-и минут, не давая лыже остыть. Цель – впитать вглубь СП парафин, чтобы закрыть поры и в дальнейшем эффективно удерживать гоночный парафин. В конце еще раз покрыть лыжу парафином, расплавить и оставить остывать.

4. Снять BW парафин. Для этого удалить парафин с желобка. Далее проводить скребком под углом 45гр. к поверхности (острый угол – со стороны пятки) без сильного нажима, вести от носка к пятке. Продолжать, пока будет сниматься парафин. Далее вычистить сначала нейлоновой щеткой до исчезновения пыли (20-30 проходов), затем несколько проходов латунной щеткой (4-5).

5. Выставить температуру утюга около 135-140 гр. Парафином Base Wax Grafite покрыть СПЛ, подобно п.3. Не покрывать BWG прозрачный участок носка лыжи! Цель – закрыть поры графитовым составом для придания антистатических свойств СПЛ и создать барьер для препятствования прониканию грязи внутрь пластика. Следует учесть, что этот парафин очень хрупкий и тугоплавкий, поэтому касаться бруском утюга и СПЛ нужно чаще, расплавлять в несколько проходов, не задерживая утюг на одном месте. После полного покрытия СПЛ парафином через 20-30 секунд снять скребком, вычистить латунной щеткой и снова покрыть BWG. Повторить еще раз – всего 3 раза. Последний раз заканчивается очисткой латунной щеткой СПЛ. Дать лыже остыть. Окончательно очистить СПЛ до исчезновения серых пятен латунной щеткой.

6. Вычистить латунной щеткой СПЛ – 10-15 движений вдоль лыжи от носка к пятке. Протереть СП чистой несинтетической тканью (фиберленом).

7. Нанести Base Wax Low Fluoro – базовый низко фтористый парафин. Температура утюга – 130-135гр. Нанести на СПЛ, расплавить, дать остыть до комнатной температуры. Снять скребком, вычистить латунной (5-7 раз), затем нейлоновой (20-30 раз) щетками. Повторить еще 2 раза, всего — 3.

8. Нанести на СП базовый фиолетовый (на предстоящее тепло) или синий (на холод) парафин.

Базовая подготовка лыж закончена. СПЛ должна иметь густой черный жирный лоснящийся оттенок. На эту операцию должно быть потрачено 2.5-3 часа для одной пары лыж. Для классики колодка не обрабатывается!

Эффективность методики доказана практикой на всех дистанциях, особенно на длинных и при абразивном, истирающем снеге – парафин держится дольше. СПЛ остаётся «свежей» при надлежащей обработке весь сезон.

Обработка лыж перед каждой гонкой.

Снять грунт скребком, затем нейлоновой щеткой. Провести 3-5 раз латунной щеткой от носка к пятке, убрать пыль фиберлёном. Провести 3-4 раза стальной щеткой от носка к пятке. В промежутке между очистками вытирать СП чистой тканью для удаления пыли.

Нанести погодный без фтористый грунт или графит. При агрессивном снеге – еще +1 слой. Цель – обеспечить истирание парафина слоями. Опыт показал, что именно так парафин держится лучше всего. После нанесения очередного слоя дать лыже остыть, снять парафин скребком, отполировать нейлоновой щеткой до блеска. Нанести следующий слой, расплавить утюгом. Дать лыже остыть. Далее – повтор.

Обработка лыж после каждой гонки.

Тщательно вычистить лыжу латунной щеткой – 10-15 проходов от носка к пятке до появления бархатистого оттенка. Снять пыль со СП чистым куском ткани. Пройти от носка к пятке 3-5 раз стальной щеткой. Цель – вычистить СП от грязи и твёрдых частиц.

Обильно смазать СП парафином BW, расплавить утюгом. В горячем (сметанообразном) виде снять парафин скребком. Повторять операцию до тех пор, пока парафин не будет сниматься чистым, без грязи. Нанести и расплавить еще раз BW, дать остыть, снять скребком, отполировать нейлоновой щеткой, затем латунной (3-5 проходов) и стальной (2-4 прохода). Цель – извлечь из пор пластика старую смазку и грязь.

Нанести фиолетовый или синий грунт, расплавить, дать лыже остыть, убрать в чехол. Цель – закрыть СП от воздействия воздуха и пыли.

Правила и советы по подготовке лыж

Каждый спортсмен, любитель или профессионал, скажет вам, что победа в любом соревновании куется в мастерских, где ведется подготовка инвентаря и оборудования. В ней главную роль играет правильный подход к смазке лыж и их очистке. Потому что их подготовка включает в себя много этапов и особенностей. И если вы вовремя займетесь приготовлением колог к старту, это может оказаться решающим моментом на финишной прямой.

Правильная подготовка лыж к соревнованиям

Если вы катаетесь не хуже Уле-Эйнара Бьерндалена и на носу соревнования рангом не ниже Чемпионата мира, это означает, что в команде у вас — серьезные бородатые дядьки, которые знают все «от» и «до» в вопросе подготовки лыжного снаряжения и оборудования. Каждый из них отвечает за свой этап. Один рассчитывает время на дистанции, зная вашу физическую подготовку. Другой учитывает прогнозируемую на день старта погоду, ее возможные изменения, температуру и знает, какой вид смазки нужно применить и на какой стиль прохождения трассы сделать упор. Третий предлагает ту или иную разновидность лыж, и он точно знает и расскажет, что если вы купили новые лыжи, их необходимо готовить к старту так же, как и уже не раз обкатанные. Если не тщательнее. Все обученные люди работают сообща и взаимосвязано, как единый конвейерный механизм. Конечно, ведущим в этой команде подготовки является специалист, отвечающий за скольжение.

Давайте заглянем в их мастерскую. Что расскажет нам специалист по категориям оборудования? Их существует два основных вида.

ВИДЫ ЛЫЖ
ЛюбительскиеДля детей и подростковТуристическиеПрофессиональные
Которые, в свою очередь, подразделяются на степени манеры катания.
БеговыеГорные

Он не будет останавливаться на туристических и подростковых, потому что еще ни одному в мире спортсмену не удалось с улыбкой подняться на олимпийский пьедестал почета с цифрой «1», держа в одной руке медаль, в другой — детские лыжи. От мастера мы узнаем, что существует огромный выбор горных, в зависимости от специфичности их применения.

Лыжи для скай-кросса используют профессионалы, которые не видят себя без экстремального спуска.

Есть лыжи, которые сужаются к центру. Спортсмен может виртуозно заходить в повороты под углами, которые профессионалам, использующим другой инвентарь, даже не снились.

Сноубордисты любят покататься на лыжах для фристайла. У них загнутая форма с носочной и пяточной стороны. И в случае приземления спортсмена спиной к трассе, он не упадет и не опрокинется.

Фрирайдерские лыжи очень тонкие и по их области применения пересекаются со скай-кроссовыми. Упор сделан на развитие максимальной скорости, ими также очень сложно управлять, но коренное отличие первых от вторых — в маневренных способностях. У инвентаря для фрирайда этот показатель значительно ниже.

Лыжи с широкой серединой, носом и пяткой нужны спортсменам для езды в весеннее время. У них высокие маневренные качествами, и они нужны при прохождении трассы с участками рыхлого снега.

Беговые лыжи представлены более узким выбором, всего две разновидности.

Первая — это инвентарь для трассы, где будет применяться классический стиль езды. Такие лыжи очень длинные, у них гладкая поверхность. На нее наносится специальный слой, который при движении спортсмена по колее не дает ей скользить назад. Это лыжи для классического хода.

Вторую представляют укороченные лыжи, в которых профессионалу (или любителю) будет удобно проходить участки местности, где не обойтись без конькового хода. За счет уменьшения длины лыжни вам будет удобно подниматься в гору. Показатель устойчивости с этим инвентарем будет значительно выше, чем у классического.

Читать еще:  Шпатлевка грунтовка для кухни

Как мы видим, разновидностей лыж много. И каждые требуют к себе особого подхода, у всех есть целый ряд особенностей и мелких нюансов. Заострим свое внимание на беговых лыжах. Давайте обратимся к эксперту в области скольжения.

Очистка поверхности

Он поведает нам, что для начала нужно очистить поверхность, которую надо парафинить щеткой со стальным покрытием. Направление, в котором это делают, одно — от носка к пятке.

Нанесение парафина на лыжу

Далее подбираем грунтовку. Она нужна для лыж конькового хода. При этом наносить грунтовку необходимо тщательно, нельзя допускать, чтобы на поверхности лыжни оставался хотя бы миллиметр непокрытой площади. От того, как вы будете действовать здесь, зависит дальнейшая работа спортинвентаря. Качественная грунтовка лыж является базой, фундаментом для дальнейших успешных действий.

После запасаемся следующими инструментами:

  • специальный скребок;
  • лыжный утюг;
  • парафин.

Сам процесс нанесения парафина достаточно трудоемок. А местами его можно сравнить с работой ювелира. У вас в обращении может оказаться два вида парафина: мягкий и жесткий. С первым все обстоит несколько проще, нежели со вторым. Тут вам не нужен лыжный утюг. Такой вид спокойно можно наносить на поверхность лыжни холодным. Другое дело, что с таким парафином вряд ли можно рассчитывать на 100% раскрытие потенциала инвентаря.

Все иначе с жестким типом парафина. Здесь есть несколько техник его нанесения. Можно слегка разогревать брусок на раскаленном утюге. После его небольшого плавления легкими движениями начинайте наносить парафин на поверхность. Так же, как и в случае с грунтовкой, нельзя оставлять «голые» участки.

Самый эффективный способ нанесения — тот, в котором парафин наносится при непосредственном соприкосновении утюга с площадью лыжни.

Эта процедура самая опасная и требует от специалиста опыта и навыков. Он в буквальном смысле должен чувствовать сам процесс. Наносится парафин с утюга или лыжни. При этом его слой должен колебаться от 0,4 до 1 мм. Утюг разогревается не до каления, а до температуры, которая обеспечит плавление и распределение частей бруска по лыжне. Специалист должен вести его с равномерным усилием и монотонной скоростью. Обязательное условие здесь — между обеими поверхностями должен находиться слой парафина. Если оно не будет соблюдено, вы рискуете потерять оборудование. Пластик, из которого оно изготовлено, слишком чувствителен. И какая бы низкая температура ни была установлена на утюге, если вы переборщили с нажимом и увидели на его поверхности характерные вздутия матового цвета, можете смело шагать в магазин за новыми лыжами. Поэтому не экономьте парафин — дороже выходит.

Подготовка и очистка скользящей поверхности

После проделанного очистить поверхность колги от излишков парафина. В этом вам поможет специальный скребок. Однако им одним не обойтись, потому что снимать лишний парафин — дело трудоемкое. Работайте им без лишних усердий, одинаково нажимая на него. В противном случае вы снимите необходимый для равномерного покрытия слой. А это означает, что вновь придется работать утюгом.

После снятия излишков возьмите щетку и короткими, ритмичными движениями удалите их с лыжи.

Вы подготовили скользящую поверхность инвентаря к старту. Было описано нанесение одного слоя на поверхность, но всего можно наносить до 3.

Нанесение смазки SWIX

Существует еще один метод раскрытия потенциала ваших коньковых лыж — нанесение специальных быстрых смазок скольжения. Чтобы понимать, что они из себя представляют, нужно знать — на рынке есть два их вида.

ВИДЫ СМАЗОК
ФторуглеродистыеУглеродистые
По содержанию фтора
НизкоеСреднееВысокое

Такие быстрые смазки — это бюджетные пасты и кремы. Ими вы не пропитаете как следует скользящую поверхность лыжни, поэтому эффект от их применения будет длиться не больше 8 минут. Такие пасты относят к углеродистым, и подходят они в основном любителям. Вероятность добиться с такими кремами на профессиональном уровне высоких результатов невелика.

Высокофтористые смазки стоят намного дороже, но они оправдывают свою цену большей результативностью. Одни смазки стоит наносить на напарафиненную лыжню. По большей своей части они — ускорители при их совместимости с парафином. К таким пастам относится крем Swix, и он имеет следующий принцип нанесения:

  1. На очищенную площадь пластика наносится смазка Swix нежирным и ровным слоем. Его толщина не должна быть более 2 мм.
  2. Подождите, пока она не впитается в поверхность лыжи. Обычно это время составляет 3-4 минуты. С только что купленным инвентарем это время может увеличиться до 6-7 минут.
  3. После энергично разотрите смазку войлоком или натуральной пробкой.

Но стоит вас предупредить. Как бы быстро ни наносилась смазка на спортинвентарь (что является одним из главных ее достоинств), она также быстро с них сходит. И далеко не все гели быстрого нанесения можно комбинировать с парафином.

Подготовка лыж классического стиля

Процесс очень похож на принцип действий при подготовке инвентаря для конькового стиля.

Различие их в том, что парафин не наносится в зону колодки. Он нужен только на скользящей поверхности области носка и пятки.

Твердые мази

Чтобы нанести эту мазь на поверхность, сначала разогревают грунтовую мазь. После чего ее ровняют лыжным утюгом. После того как, исходя из погодных условий, вы определились, какую твердую мазь будете использовать, нанесите ее на участок крепления в 3-5 тонких слоев. После каждого растирайте поверхность пробкой.

Мазь-клистер

При подготовке так же, как и с твердой мазью, хорошо очистите зону креплений. Клистер лучше всего наносить при комнатной температуре тонким слоем. Мазь следует прогреть, но при этом избежать контактирования лыжни с открытым огнем. Для прогрева подойдет фен. В завершение они должны остыть в прохладном помещении или на свежем воздухе.

Циклевка лыж

В процессе езды лыжи спортсмена изнашиваются. Происходит это посредством механического воздействия и температурного резонанса. Циклевка — это обновление лыж.

ВИДЫ
Штайншлифт (заводской)Ручной

Ручную обработку в состоянии осилить профессионалы с многолетним опытом. В заводском виде лыжи помещаются на станок и обрабатываются специальной циклей для спортивного инвентаря. Ею тонким слоем срезаются все шероховатости и царапины на поверхности, полученные за время пользования.

Циклевать инвентарь лучше за две недели до старта. За это время вы успеете как следует напарафинить их и обкатать. А в конечном итоге — привести их в максимальную боевую готовность перед днем соревнований.

Влияние температуры

Настал черед специалиста по температуре. Именно он следит за погодой и ее малейшими изменениями. Также он заранее измеряет температуру снега на лыжне. Для чего мастер это делает?

На упаковках мазей и парафинов указаны два показателя — снега и воздуха. Зная эти параметры, можно очень эффективно, а главное, в нужный момент использовать тот или иной ускоритель. Так, при повышенной температуре и крупной зернистости снега должна применяться смазка, обладающая водоотталкивающими свойствами. Потому как при ее использовании (впрочем, как и у всех остальных) не допускается проникновение воды внутрь парафиновой структуры.

Советы

Не воздействуйте на скользящую поверхность лыж высокой температурой (150 градусов). Пластмасса лыжи может легко деформироваться, и никакая мазь в таком случае не сможет закрепиться на ней. И придется циклевать инвентарь.

Также будьте максимально внимательны при работе утюжком в носовой и пяточной части. Там толщина пластика минимальна.

Если вы наносите смазку впервые, лучше обратитесь к профессионалу за помощью. Или на худой конец посмотрите обучающее видео. Помните, что это очень сложный процесс, от начала до конца.

Важно! Хорошо очищайте лыжи от предыдущих смазок. Зачастую от этого элемента зависит успех ваших дальнейших действий.

И помните, что для удобной работы вам обязательно понадобится крепежный станок. Если такового нет, то постарайтесь, чтобы при подготовке лыж они были жестко закреплены и неподвижны.

Заключение

Каждая мелочь важна. Бережно относитесь к лыжному оборудованию с первых дней покупки. Используйте для подготовки самые лучшие материалы, учитывайте факторы. В некоторых моментах напрягитесь, а в некоторых представьте, что вы, как Левша, подковываете блоху. И тогда первое место и золотая медаль — не за горами!

Катайтесь с удовольствием!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты