Seo-friends.ru

Большая стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое пассивирующая грунтовка

Стены

Самый оптимальный вариант защиты металлических поверхностей от коррозии — покрытие их пассивирующим грунтом. Состав пассивирующей грунтовки предполагает наличие в ней хрома и других металлических соединений, которые при контакте с влагой создают пассивную поверхность. Об особенностях отделки грунтовкой по металлу поговорим далее.

Содержание:

  1. Для чего применяется грунтовка в отделке квартиры
  2. Технология нанесения грунтовки под обои
  3. Грунтовка для дерева: особенности и виды
  4. Пассивирующая грунтовка: особенности и характеристика материала
  5. Работа грунтовкой: особенности нанесения пассивирующего грунта

Для чего применяется грунтовка в отделке квартиры

Грунтовка является универсальным составом, который обязательно нужно использоваться при выполнении отделочных работ в квартире. Нанесение грунта на поверхность должно выполняться как перед отделкой, так и после ее завершения.

Это объясняется такими функциональными особенностями данного материала:

  • грунтовка создает на поверхности защитное покрытие, предотвращающее попадание влаги и ее контакт со стеной или потолком;
  • грунтовка обеззараживает поверхность, является неким антисептиком, который предотвращает развитие плесени и грибка;
  • грунтовка улучшает сцепление поверхности с отделочным материалом в виде краски, лака, шпаклевки, штукатурки и т.д.

Если вы отказались от использования грунтовки при выполнении отделочных работ, то вы целесообразно снизили срок эксплуатации вашей отделки. Кроме того, грунтовка обеспыливает поверхность, делая ее с одной стороны гладкой, а с другой — готовой к нанесению отделки.

Еще одной функцией грунтовки является защита декоративного покрытия от чрезмерного пересыхания. Грунтовка чаще всего наносится в два слоя и более, при этом перед нанесением каждого последующего слоя поверхность должна полностью высохнуть.

Выбирая подходящий вариант грунтовки следует учесть много факторов. Прежде всего грунтовка различается по типу поверхности, на которую она наносится. Существуют составы для дерева, металла, бетона, шпаклевки, алюминия и т.д.

Кроме того, при выборе материала следует учесть условия его нанесения, температуру, влажность, тип помещения или наружное применение. Грунтовка глубокого проникновения проникает в стену тем самым улучшая ее прочность и сцепление с дальнейшим отделочным материалом. Праймер грунт наносится исключительно на основание стены. Межслойные варианты грунта наносят между определенными слоями отделки, они улучшают их адгезию между собой.

Грунтовка также позволяет сэкономить на расходе таких материалов как клей, краска или лак. Предварительное покрытие стены грунтовкой предотвращает впитывание ею этих материалов, тем самым снижая их расход.

Технология нанесения грунтовки под обои

Грунтовка стен под обои является обязательным этапом, пропускать который категорически не рекомендуется. Это объясняется такими функциональными особенностями грунтовки:

  • создание надежного основания перед отделкой стен обоями;
  • скрепление верхнего слоя штукатурки или шпаклевки, предотвращение его разрушения или появления трещин;
  • антисептическая защита от плесени и насекомых.

Также, нанесение грунтовки на стену снижает расход обойного клея, который не впитывается в нее, а хорошо сцепляется с поверхностью.

Отделка стен грунтовкой выполняется перед поклейкой обоев, при этом основание должно быть тщательно подготовленным, очищенным от старой отделки.

Существует несколько разновидностей грунтовки, используемой для внутренних работ:

  1. Грунтовка на акриловой основе.

Используется для различных типов поверхностей: оштукатуренных, бетонированных, цементированных, покрытых шпаклевкой, деревянных и т.д. Шпаклевка отличается отсутствием запаха, высыхает на протяжении 4-6 часов, используется именно при отделке стен обоями. Данные составы не используют для нанесения на металлические поверхности, так как они не могут обеспечить полноценную их защиту от влаги.

  1. Алкидный вариант грунтовки.

Чаще всего используется на деревянных поверхностях. После высыхания образует защитную пленку, подходящую для нанесения различных отделочных материалов. Высыхает на протяжении 13-15 часов. Выделяют несколько видов алкидных грунтовок, используемых перед покраской, поклейкой обоев.

  1. Грифталевая шпаклевка.

Используется в процессе обработки поверхностей, выполненных из металла и дерева. Не подходит для помещений с высоким уровнем влажности.

  1. Перхлорвиниловый тип грунтовки.

Используется для нанесения на металлические поверхности, а также подходит для бетонных и кирпичных стен. Подходит для работы внутри помещения, время высыхания составляет всего 60 минут.

Раньше перед отделкой стен обоями, грунтование поверхности выполняли обычным обойным клеем, который разводился водой. Теперь же используют специальные составы с улучшенными характеристиками.

Для выполнения грунтовки поверхности используют валик. При этом, рекомендуется защитить кожу от попадания состава защитной одеждой. Если после высыхания грунтовки, проводя по стене на руке остался след от шпаклевки или штукатурки, состав наносится еще раз. После полного его высыхания, выполняется оклеивание стен обоями.

Грунтовка для дерева: особенности и виды

Грунтовка глубокого проникновения позволяет улучшить прочность деревянного основания перед его покраской или вскрытием лаком. Деревянная поверхность покрывается водонепроницаемой пленкой, улучшающей длительность эксплуатации материала.

В зависимости от типа грунтовки для дерева, они бывают влагозащитными и водорастворимыми. Второй вариант предназначен для защиты деревянных поверхностей от ржавчины.

Для первоначальной пропитки дерева рекомендуется использовать масляную грунтовку. Ее наносят в один слой перед выполнением шпаклевания или окрашивания деревянных стен.

Акриловый вариант грунта — отличная защита дерева перед его покраской. Нанесение состава производится в несколько слоев.

Выбирая грунтовку для дерева обратите внимание на прозрачность самого раствора. Такой грунт не ограничивает возможности дальнейшей отделки дерева, после его нанесения деревянную поверхность можно не только красить, но и просто вскрывать лаком. С помощью прозрачной грунтовки удается добиться поднятия ворса, для дальнейшей шлифовки материала.

Убедитесь, что в составе грунтовки присутствуют антисептики, которые в дальнейшем защитят дерево от плесени и грибка.

Среди основных вариантов грунтовки для дерева отмечают:

  1. Алкидные составы.

Отличный вариант для первичной обработки дерева. Состав высыхает на протяжении двенадцати часов и подготавливает поверхность к дальнейшей обработке.

  1. Грунтовки на эмульсионной основе.

Самые универсальные варианты, которые подходят не только для деревянных, но и для любых других поверхностей. Грунтовка, при необходимости разбавляется водой, быстро сохнет, используется как внутри, так и снаружи помещений.

  1. Грунтовка шеллак.

Позволяет сгладить поверхность, избавиться от сучков, также используется как изолятор для морилки.

  1. Грунтовки на эпоксидной или полиуретановой основе.

Имеют форму краски, для разбавления которой используют специальные составы.

Нанесение грунтовки по дереву производится в зависимости от условий и дальнейше отделки материала. Если после покрытия грунтом, дерево будет обрабатываться бесцветным лаком, то основной функцией грунтовки станет выделение текстуры древесины.

Перед выполнением грунтования, дерево должно быть тщательно отшлифовано, на нем не должно быть видимых дефектов. Для нанесения грунтовки на поверхность используется кисть или валик.

Пассивирующая грунтовка: особенности и характеристика материала

Данный вариант грунтовки используется при окрашивании металлических предметов или деталей из машиностроительной отрасли. В составе данных видов грунтовки содержится хром, а также цинк и другие металлы. При взаимодействии воды с металлической поверхностью хромированные элементы постепенно растворяются. Далее происходит образование окислительной пленки, пассивирующей металлические поверхности, улучшая при этом стойкость металла перед коррозией.

Чаще всего с помощью пассивирующей грунтовки обрабатывают автомобили. Предлагаем ознакомиться с основными видами пассивирующих грунтовок по металлу:

  1. ЭП083 — оказывает пассивирующее воздействие на металлические поверхности. Состоит из цинковых и титановых элементов, хромала бария. Под воздействием температуры в 145 градусов начинает переходить в твердое состояние. Поэтому используется также для промышленных целей. Защищает кузов, и другие детали автомобиля от коррозии.
  2. ГФ089 — черного цвета. В составе имеются углеродные включения, цинк и элементы микроталька. Используется для обработки карданных валов. Быстро отвердевает при комнатной температуре.
  3. ГФ020 — коричневого цвета. Для ее разбавления используется ксилол или сольвент. Данный вариант грунта является основным в автомобильной промышленной отрасли.
  4. ГФ017 — темно-коричневого цвета. Используется для отделки кабинных частей автомобилей. Пигментную часть состава представляет хромированный цинк. Отвержение грунтовки происходит на протяжении 30 минут, под воздействием температуры в 125 градусов.
  5. ГФ073 — пассивирующая грунтовка по металлу желтого цвета. Также используется в процессе обработки кузова авто. Производится с использованием микроталька, железооксидных пигментов. Для высыхания достаточно подождать сутки, при комнатной температуре.
  6. ФЛ03К — используется исключительно для черных металлических поверхностей. Для разведения грунтовки используется ксилол.
  7. ВЛ02 — фосфатирующий грунт, который отличается высокой скоростью высыхания. С помощью грунтовки удается обеспечить межоперационную защиту перед электромеханической коррозией.
Читать еще:  Что делать после грунтовки бампера

Работа грунтовкой: особенности нанесения пассивирующего грунта

В процессе работы с пассивирующей грунтовкой необходимо использовать средства индивидуальной защиты в виде защитной одежды, маски, респиратора, очков. Данные составы содержат опасные для здоровья человека вещества.

Перед выполнением покраски автомобиля, необходимо обработать детали сначала кислотным грунтом, а затем фосфатирующей грунтовкой, улучшающей сцепление металла с краской.

Первичная грунтовка наносится на ранее очищенную и обезжиренную поверхность. Шлифовать металл перед нанесением грунта не обязательно. Работа проводится в помещении с организованной вентиляцией или на улице, слишком большое скопление металлов в воздухе приводит даже к отравлению. Поэтому, при работе с данными материалами следует проявлять особую осторожность.

После высыхания первого слоя грунтовки, производится покрытие автомобиля вторичным грунтов в несколько слоев. Чаще всего в качестве вторичной грунтовки используют двухкомпонентные составы. С их помощью удается качественно скрыть мелкие недостатки поверхности. Интервал между нанесением слоем ограничивается 10-тью минутами.

Выбирая грунтовку прежде всего обращайте внимание на сроки ее годности. Составы, у которых этот срок заканчивается некачественно справляются с поставленными перед ними задачами. Перед началом работы, обязательно прочтите инструкцию от производителя. В ней описывается подробные особенности нанесения материала, время его высыхания и т.д.

Учтите, что грунт применяется для устранения мелких неровностей на металлических поверхностях. Для того, чтобы удалить большие изъяны, воспользуйтесь автомобильной шпаклевкой. Во избежание смешивания между собой нескольких слоев грунтовки используйте автомобильные герметики. Они делают поверхность однородной и обеспечивают защиту каждого слоя грунта.

Правильно подобранные типы грунтовки позволят сохранить металлическую поверхность деталей автомобиля в целости на протяжении длительного периода времени без дополнительного ремонта. При отсутствии опыта в этом вопросе, рекомендуем все же обратиться за помощью к профессионалам, так как пассивирующая грунтовка довольно опасный материал, работать с которым нужно только в определенных условиях и с соблюдением всех правил безопасности.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Пассивирующая грунтовка

Пассивирующие грунтовки рекомендуется применять для окраски ответственных изделий машиностроения и металлоконструкций. [1]

Пассивирующие грунтовки наряду с другими пигментами содержат хроматы металлов — цинковый, строн-цевый крон и др. При проникновении влаги в слой грунтовки происходит частичное постепенное растворение хроматных пигментов. Влага, обогащенная хроматами, способствует образованию на поверхности металла окис-ной пленки. Окисная пленка пассивирует металл, вследствие чего он становится более устойчивым к коррозионным разрушениям. [2]

Пассивирующие грунтовки наряду с другими пигментами содержат хроматы металлов — цинковый, стронцевый крон и др. При проникновении влаги в слой грунтовки происходит частичное постепенное растворение хроматных пигментов. Влага, обогащенная хроматами, способствует образованию на поверхности окисной пленки. Окисная пленка пассивирует металл, вследствие чего он становится более устойчивым к коррозионным разрушениям. [3]

Пассивирующие грунтовки содержат цинковый и стронциевый кроны, хромат калия и другие соли хромовой кислоты. Эти пигменты способствуют образованию на поверхности металла пассивирующей пленки, повышающей его коррозионную стойкость. [4]

Пассивирующие грунтовки содержат в своем составе пигменты, способные пассивировать металл. К таким пигментам относятся в первую очередь хроматы и фосфаты, при введении которых в грунтовку даже в небольших количествах на поверхности металла образуется защитная оксидная пленка. [5]

Пассивирующие грунтовки ЭП-0117 и АУ-0118 представляют собой суспензию пигментов в растворе алкидноэпоксиднои и алкидноуретановой смолы соответственно. Выпускаются в виде кислых паст. В качестве нейтрализаторов используется смесь триэтиламина с три-этаноламином. Предназначаются для окраски изделий из-черных и цветных металлов. [6]

Пассивирующая грунтовка АУ-0118 уступает первым трем материалам по рассеивающей способности, что исключает ее использование для окраски изделий сложной конфигурации. [7]

Пассивирующие грунтовки содержат в качествеЪигментов цинковый, стронциевый кроны и другие хроматы. При проникновении влаги в слой грунтовки она частично растворяет пигмент и, обогащаясь ионами СгО -, пассивирует металл. [8]

Водоразбавляемая пассивирующая грунтовка АУ-0118 изготовлена на основе водорастворимой уралкидной смолы. Покрытия на основе ее отличаются высокими защитными и физико-механическими свойствами. Продолжительность сушки 30 мин при 180 С, толщина слоя покрытия 20 — 25 мкм. [9]

К пассивирующим грунтовкам относятся алкидные: ГФ-017, ГФ-0119, ГФ-031, ГФ-032, ПФ-0142; феноло-масляные: ФЛ-ОЗк, ФЛ-ОЗж, ФЛ-086; эпоксидные: ЭП-076, ЭП-091; эпоксиэфирные: ЭФ-083, ЭФ-0121; полиуретановая УФ-0110; акриловые: АК-069, АК-070; из сополимеров винилхлорида с винилиденхлоридом: ХС-059. Пассиваторами для большинства этих грунтовок служат хроматы. [10]

Вследствие хороших защитных свойств пассивирующие грунтовки являются основным типом грунтовок, применяемых для защиты поверхности алюминия и его сплавов, несмотря на их более высокую стоимость по сравнению с грунтовками, содержащими инертные и основные пигменты. [11]

Места контакта алюминиевого сплава с другими металлами должны быть защищены пассивирующей грунтовкой . [12]

Изделия из этих сплавов оксидируют электрохимически ( анодируют) или химически и окрашивают с применением пассивирующих грунтовок . Это способствует межкристаллитной коррозии, что следует иметь в виду при выборе режима сушки покрытия. [13]

В тех случаях, когда требуются повышенные защитные свойства, по слою фосфатирующей грунтовки наносят пассивирующую грунтовку . [14]

С целью повышения коррозионной стойкости швов, сваренных контактным методом, сварку производят по жидким пассивирующим грунтовкам , например масляным, алкидным или маслянофенольным, с большой продолжительностью высыхания при комнатной температуре. [15]

Автомобильные грунтовки

При окраске автомобиля очень важно правильно подобрать не только краску, но и грунтовку. Автомобильная грунтовка является промежуточным слоем между основным металлом кузова и финишным лакокрасочным покрытием, т.е. краской. Поэтому на автомобильной грунтовке не стоит экономить, ведь грунтовка – фундамент для краски и дополнительная защита от коррозии. Хорошо подготовленная перед окраской поверхность – залог долговечности готового лакокрасочного покрытия.

Очень важно выбрать качественный грунт, который, естественно, будет стоить не дешево. Дело в том, что большинство недорогих грунтовок через некоторое время дают усадку и на поверхности автомобиля появляются характерные лужицы, видны царапины от наждака, краска проседает. Это портит внешний вид автомобиля и теряется сама суть покраски. Чаще всего такую ошибку делают неопытные мастера покраски, и через несколько недель им приходится реставрировать поврежденный участок заново (перекрашивать).

Читать еще:  Что нужно сделать перед грунтовкой

Автомобильные грунты обладают повышенной адгезией (сцеплением с поверхностью). Толщина грунтовочного слоя зачастую составляет около 15 – 20 мкм и контролируется толщиномером лакокрасочных покрытий.

По механизму защитного действия автомобильные грунтовки можно разделить на несколько категорий:

1. Пассивирующие автомобильные грунтовки содержат хроматы некоторых металлов или другие вещества, которые переводят окрашиваемую поверхность в пассивное состояние при взаимодействии с влагой. К пассивирующим грунтовкам, которые применяются при окраске автомобиля, относятся ГФ-031, ГФ-017 и др. Свинцово-суричная грунтовка часто используется для защиты от коррозии крыльев и днища автомобиля.

2. Протекторные автомобильные грунтовки выступают по отношению к металлу в качестве протектора. Они содержат в своем составе пыль металла, у которого потенциал ниже, чем у железа (например, цинка, свинца, алюминия или некоторых сплавов). В случае повреждения поверхностного слоя лакокрасочного покрытия цинк, который содержится в грунте, первым возьмет на себя удар агрессивной коррозионной среды, защищая тем самым основной металл. К протекторным грунтовкам, которые часто используются в ремонтных работах автомобиля, относится ЭП-057 и некоторые другие. Автомобильная протекторная грунтовка ЭП-057 — это суспензия порошка цинка в эпоксидной смоле Э-41, отвержденная полиамидным отвердителем №3 и стабилизированная бентонитом.

3. Автомобильные грунтовки с инертными частицами не оказывают защитного действия на поверхность металла и не взаимодействуют с пленкообразующими веществами. Автогрунтовки с инертными пигментами препятствуют проникновению влаги механически. Среди них можно отметить автомобильную грунтовку ФЛ-ОЗК, также ГФ-21 (часто используется для мелкого ремонта кузова).

4. Автомобильные грунтовки фосфатирующего действия. В состав этого вида автомобильных грунтовок входит фосфорная кислота, которая при взаимодействии с поверхностью защищаемого металла образует прочный слой труднорастворимых фосфатов. Грунтовочный слой прочно сцепляется с поверхностью (автомобильная грунтовка обладает хорошей адгезией). Самая оптимальная толщина слоя составляет от 8 до 12 мкм (меньше, чем у других видов грунтовок). К фосфатирующим грунтовкам относятся составы ВЛ-023 и ВЛ-02. Грунтовки, в состав которых входит кислота, имеют свойства проникать в основной металл где-то на 0,05 мкм, что увеличивает адгезию защитного слоя. После нанесения фосфатирующих грунтовок ВЛ-025, ВЛ-08 и ВЛ-02 можно наносить вторичный грунтовочный слой, например, ФЛ-03К, ГФ-020 и т.д.

Существует еще один вид — автомобильная грунтовка-модификатор ржавчины ( преобразователь продуктов коррозии ). Основным достоинством этого грунта является то, что его можно наносить на металлическую поверхность без удаления с нее продуктов коррозии. Преобразователь ржавчины «преобразует» продукты коррозии в совокупности с другими составляющими грунта в прочную защитную пленку. Чаще всего грунтовки-преобразователи продуктов коррозии наносят в один-два слоя при помощи кисти или распылением. Рекомендуемая температура – не ниже 15°С.

Также все автомобильные грунтовки можно еще разделить на несколько видов:

однокомпонентный грунт (не содержит отвердителя и используется очень редко, т.к. процесс высыхания длится около нескольких дней);

двухкомпонентный автомобильный грунт используется чаще всего, т.к. в его состав входят отвердители и обработанная поверхность высыхает в течение суток;

спиртовые грунты за счет своего состава высыхают всего за час и используются в проблемных местах, где обычные грунтовки применять нецелесообразно.

Двухкомпонентные автомобильные грунтовки подразделяются на два вида: твердые и мягкие. Среди них более качественными являются составы, которые в результате дают твердый защитный слой, который достаточно тяжело шлифовать. Мягкие автомобильные грунтовки легко обрабатываются, но именно за счет своей мягкости со временем дают усадку.

Со всего вышеописанного можно сделать вывод, что наиболее качественными являются твердые двухкомпонентные автомобильные грунтовки.

Нанесение автомобильных грунтовок

На поверхность автомобиля грунты можно наносить несколькими способами: окунанием, кистью, электроосаждением, распылением и электрораспылением. Некоторые методы используются исключительно при серийном производстве автомобилей (например, окунание). Это связано с большим расходом лакокрасочного материала. Нецелесообразно для нанесения ЛКМ на одну-две машины заливать резервуар огромной вместимости. Другие же методы могут использоваться только для частичного ремонта кузова, например, нанесение лакокрасочного материала кистью.

В хороших автосервисах на поверхность автомобиля наносят не один вид грунта. Изначально металл покрывается какой-либо фосфатирующей или кислотной грунтовкой, которая обеспечивает хорошую адгезию. Состав хорошо распределяется по поверхности и не требует последующего шлифования и нанесения в несколько слоев. Наносится первичный грунт на хорошо подготовленную, очищенную и обезжиренную поверхность металла. При работе с кислотными или фосфатирующими автомобильными грунтовками необходимо быть очень аккуратным, т.к. при недостаточной вентиляции помещения можно получить тяжелое химическое отравление.

После первичного грунтовочного слоя, укладывается вторичный. Зачастую это твердая или мягкая двухкомпонентная система (шлифуемая или нешлифуемая). Вторичная автомобильная грунтовка наносится в два или три слоя и хорошо скрывает мелкие недостатки поверхности (проникает в поры, заполняет небольшие выемки и неровности). Слои наносятся с периодичностью в 5 – 10 минут. Сейчас для экономии времени большинство автосервисов используют автомобильные грунтовки, которые не нужно шлифовать, но для этого необходимо иметь мастера с высоким уровнем подготовки (чтоб не нужно было переделывать работу из-за ошибок). Вторичный грунтовочный слой укладывается в том случае, когда необходимо скрыть видимые дефекты поверхности.

Если основной металл отличается идеально ровным поверхностным слоем, можно в качестве вторичного грунтовочного слоя сразу наносить нешлифуемый состав, который имеет глянцевую поверхность. Он высыхает достаточно быстро.

Далее, по прошествии минимум 15-20 минут, наносится финишное лакокрасочное покрытие.

Выбирая автомобильную грунтовку лучше отдавать предпочтение проверенным фирмам-производителям. Ведь лучше отреставрировать автомобиль один раз, но качественно, чем потом переделывать всю работу. При выборе автомобильной грунтовки обязательно проверяйте ее срок годности, ведь просроченный состав не позволит достигнуть желаемого эффекта.

Автомобильная грунтовка ЭП-083 обладает пассивирующим воздействием на металл. В состав автогрунтовки ЭП-083 входят следующие пигменты: цинковые и титановые делила, хромат бария, микробарит микротальк. Иногда используется в промышленности, т.к. отверждается при температуре около 150°С не более 20 минут. Используется в качестве защиты кузова и многих других деталей машины, предварительно обработанных в растворах фосфатов (подверженных фосфатированию).

Пассивирующая грунтовка ГФ-089 (черная) содержит в своем составе технический углерод, триоксихромат цинка, микротальк. При комнатной температуре 18 — 22°С отверждается в течение суток, а при температуре 120°С – не более 10 минут. Наносится на карданные валы и некоторые другие детали автомобиля.

Изолирующая грунтовка ГФ-020 (коричневая) разбавляется при помощи ксилола или сольвента. Данная автомобильная грунтовка очень часто используется для большинства машин. Можно сказать, что это основной грунт в производстве автомобилей. При температуре от 15 до 25°С полностью отверждается в течение 48 часов. А при температуре около 110°С – всего за пол часа.

Пассивирующая автомобильная грунтовка ГФ-017 (темнокоричневая) нашла широкое применение при грунтовании кабин грузовых автомобилей и бандеризированных кузовов легковых авто. В качестве пигментной части используется мумия и хромат цинка. Разбавляется автомобильная грунтовка ГФ-017 сольвентом. Отверждается в течение получаса при температуре 125°С.

Читать еще:  Эпоксидная грунтовка по металлу для авто аэрозольная

Изолирующая грунтовка ГФ-021 наносится на деревянную либо металлическую поверхность под эмаль. Высыхает при комнатной температуре (18-22°С) в течение суток. Для ее производства используется цинковые белила, кальцит, микротальк и красный железооксидный пигмент.

Пассивирующая автомобильная грунтовка ГФ-073 (желтая) используется для обработки кузовов автомобилей. Для ее производства используются следующие пигменты: микротальк, триоксихромат цинка, красный железооксидный пигмент. Высыхает при комнатной температуре в течение суток. Разбавляется ксилолом.

Коричневая пассивирующая грунтовка ФЛ-03К высыхает в течение получаса при температуре 110°С. Используется для обработки черных металлов. Доводится до рабочей вязкости при помощи ксилола либо сольвента или их смеси 1:1 с уайт-спиритом. Для ее производства используются следующие пигменты: цинковые белила, железный сурик, тальк и тетраоксихромат цинка.

Фосфатирующая автомобильная грунтовка ВЛ-02 очень быстро высыхает (около 15 минут при комнатной температуре). Пигментную часть составляет тетраоксихромат цинка. Грунтовка часто используется для межоперационной защиты от электрохимической коррозии металлических деталей в течение нескольких месяцев, а также в качестве обычного грунтовочного слоя.

Пассивирующая водоэмульсионная грунтовка В-МЛ-0143 используется для обработки поверхности черных металлов. Высыхает при температуре 180°С в течение 30 минут. Пигментную часть пассивирующей грунтовки составляют технический углерод, микротальк, хромат стронции и микробарит.

Грунтование

Целью грунтования является улучшение сцепления основного покрытия с подложкой, а также придание ему дополнительных противокоррозионных свойств.

Для грунтования применяются лакокрасочные материалы, называемые грунтовками. Это обычно пигментированные составы. Грунтовки отличаются от эмалей повышенным содержанием пигментов и тем, что пигменты в них применяются преимущественно противокоррозионные.

Перед употреблением грунтовку тщательно перемешать, так как при хранении возможно оседание пигментов, и в случае необходимости развести растворителем до рабочей вязкости. Готовую грунтовку фильтровать через два-три слоя марли или капроновой сетки. Если в грунтовку для ускорения высыхания требуется ввести сиккатив, то его добавить непосредственно перед применением грунтовки.

Не подлежащие длительному хранению (обычно многоупаковочные) грунтовки составляют на месте их применения. К ним относятся протекторные, фосфатирующие, некоторые эпоксидные и полиуретановые грунтовки.

Для двухупаковочных эпоксидных грунтовок в качестве отвердителя обычно применяют 50%-ный раствор гексаметилендиамина в спирте (отвердитель № 1) или полиэтиленполиамин, которые вводят в количестве 8-10%.

Отвердителями в полиуретановых грунтовках служат толуилендиизоцианат (продукт 102 т) и ДГУ (70%-ный циклогексановый раствор продукта взаимодействия диэтиленгликоля с толуилендиизоцианатом). Учитывая малый срок хранения грунтовок с отвердителями, их следует приготовлять в небольших количествах, чтобы успеть использовать до загустевания.

Грунтовки нужно наносить на предварительно подготовленную и очищенную от продуктов коррозии и жировых загрязнений поверхность тонкими слоями толщиной 10-20 мкм.

Основные свойства грунтовок, которые используют при восстановлении лакокрасочных покрытий легковых автомобилей, приведены в табл. 6.


Таблица 6. Грунтовки, применяемые при ремонте автомобилей [4 ,6]

Различают следующие виды грунтовок.

Грунтовки с инертными пигментами, которые не реагируют с пленкообразующей основой и не влияют на коррозионный процесс. К ним относятся, например, грунтовки ГФ-021 и ФЛ-ОЗК.

Пассивирующие грунтовки содержат пассивирующие пигменты: цинковый крон, хроматы и др. К грунтовкам этого типа относится свинцово-суричная грунтовка, которую часто используют для защиты днища и крыльев автомобилей. Ее приготовляют перед употреблением, смешивая сухой свинцовый сурик с натуральной олифой или олифой «Оксоль» в соотношении 2:1 по массе. После смешения грунтовку необходимо использовать в течение суток. Эту грунтовку наносят только кистью. Вязкость грунтовки должна быть такая, чтобы после ее нанесения риски от кисти исчезали в течение 30-60 с. При использовании натуральной олифы рекомендуется добавлять в грунтовку 5-8% уайт-спирита или скипидара для уменьшения вязкости.

Протекторные грунтовки содержат металлический порошок с более отрицательным потенциалом, чем у железа обеспечивающий катодную защиту. К ним относятся грунтовки ПС-1, ЭП-057 и др. Грунтовку ПС-1 приготавливают непосредственно перед употреблением, смешивая цинковую пыль с 10%-ным раствором полистирола в ксилоле из расчета 1,5 массовые части цинковой пыли на 1 массовую часть раствора.

Специально для защиты днища и крыльев автомобилей ПО «Литбытхим» изготавляет протекторную «Автогрунтовку цинконаполненную». Ее наносят как подслой под битумные, сланцевые и другие противокоррозионные составы для защиты днища.

Протекторные грунтовки обеспечивают длительную защиту в жестких коррозионных условиях и позволяют сваривать грунтованный металл.

Фосфатирующие грунтовки, применяемые по стали, цинку, меди, алюминию и его сплавам, магниевым сплавам и другим металлам, представляют собой двухкомпонентные составы. Основной компонент — это суспензия пигментов в поливинилбутиральном спиртовом лаке, второй (кислотный разбавитель) — водноспиртовой раствор ортофосфорной кислоты. Перед применением грунтовки компоненты смешивают (см. табл. 6).

По слою фосфатирующей грунтовки следует обязательно наносить второй слой грунтовки ФЛ-03К, ГФ-021 или другой. Наилучшая толщина слоя фосфатирующих грунтовок 8-12 мкм. Более тонкие слои не обеспечивают фосфатирования, а более толстые имеют худшие защитные свойства. Необходимо помнить, что фосфатирующие грунтовки эффективны только при нанесении на чистый металл.

Фосфатирующие грунтовки можно применять как прослойку для лучшего сцепления покрытий из мела- миноалкидных эмалей с нитроэмалью. В этом случае кислотный разбавитель не вводят [7].

Грунтовки-преобразователи ржавчины содержат в своем составе реакционно-способные компоненты (танин, фосфорную кислоту), взаимодействующие с имеющимися в ржавчине гидратированными оксидами железа с образованием нерастворимых и неактивных в коррозионном отношении соединений.

Разработаны грунтовки-преобразователи ржавчины марок Э-ВА-013ЖТ, Э-ВА-0112, Э-ВА-01 ГИСИ, ФПР-2, ГСК-1 и др. Эти грунтовки наносят на поверхность при температуре не ниже 15 °С распылением или кистью в 1-2 слоя (см. табл. 6).

По высушенному слою грунтовки-преобразователя обязательно нужно нанести обычную грунтовку, например, ГФ-021 или ФЛ-ОЗк. Эффективность действия грунтовок-преобразователей определяется равномерностью распределения продуктов коррозии и однородностью их природы. Максимальная толщина слоя ржавчины, по которому можно наносить грунтовки, 100 мкм. Грунтовки непригодны для нанесения на поверхность, покрытую окалиной. Покрытия, полученные с использованием грунтовок-преобразователей ржавчины, по защитным свойства обычно уступают покрытиям, нанесенным на очищенную от окислов железа поверхность.

Автолюбители при проведении ремонтной окраски чаще всего используют грунтовку ГФ-021. Она постоянно поступает в розничную сеть. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам эта грунтовка соответствует требованиям, предъявляемым к материалам для восстановительной окраски автомобиля и предназначена для грунтования металлических поверхностей под покрытия различными эмалями. Грунтовку выпускают красно-коричневого цвета. Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию (сцепление) к металлу, хорошо шлифуется шкуркой, стойко к перепаду температур от -40 до +60 °С. Нитроэмали не вызывают сморщивания и растрескивания хорошо просушенной пленки грунтовки.

Грунтовку ГФ-021 под нитроэмали рекомендуется сушить при температуре 100-110 °С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 646, 647. Если возможности высушить грунтовку при повышенной температуре нет, то время сушки грунтовки до нанесения нитроэмали должно быть не менее 48 ч при 18-22 °С. Если грунтовка недостаточно хорошо высушена, то пленка нитроэмали на ней будет морщиться. Покрытие, нанесенное по грунтовке после горячей сушки, будет иметь более высокую стойкость.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector