Seo-friends.ru

Большая стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бог кирпича у шумеров

Шумерская мифология

Шумерская мифология очень разнообразна. Ниже представлены только основные боги.

Шумерская мифология: боги

Бог бури, дождя и грома. Изображался с рогами, молотом, пучком молний.

Ан (Ану)

(по-шумерски — небо) — божество небесной тверди и звёздного неба, считается главным из всего пантеона.

Анзу (Анзуд)

(по-шумерски — стремительная птица, летающая под облаками) — божество в виде птицы, отвечала за судьбы людей. Олицетворение грозы и ветра.

(по-шумерски — избранница) — верная жена Ана.

Ануннаки

(по-шумерски — ростки Верховного) — весь божественный пантеон; по легенде боги явились четыреста тысяч лет назад с планеты Нибиру, родоначальники шумеров. Покинули землю во время потопа. Также к ним приписывают духов, которые определяли человеческие судьбы.

(по-шумерски — бездна) — воплощение Хаоса.

Аруру

(по-шумерски — плодородие) — прародительница богов и людей.

Асарлухи

(по-шумерски — дарующий силы и жизнь) — покровитель Вавилона и бог медицины.

Атрахасис

«весьма премудрый» праведник, который пережил всемирный потоп.

Ашшурит

Верная жена бога Ашшура;

Ашшур

Покровитель одноимённого города; бог войны.

Второе имя бога Эндиля:

Белит

Прозвание верной жены Мардука Царпаниту.

Ваал (Баал)

Бог плодородия, воды, войны.

Гатумдуг

(по-шумерски — женщина, родившая человека) — божество, покровительствующее матерям.

Гештинанна

(по-шумерски — самая светлая часть небесной тверди) — покровительница виноградарей.

Гильгамеш

(по-шумерски — предок, совершивший подвиг) — наиболее популярный герой шумерского фольклора, правитель Подземного мира. Победитель чудовищ.

(по-шумерски — величественная) — богиня, покровительствовавшая лекарям, верная жена бога Асарлухи.

Дагон

Бог сельского хозяйства. Его имя переводится как»колос» и «рыба».

Дамкина

(по-шумерски — верная жена властителя) — верная жена бога Энки.

Думузи (Таммуз)

(по-шумерски — верный сын Абзу) — верный муж богини Инанны, покровитель весны, скотоводов и жертвоприношений.

Забаба

Покровитель шумерского города Киша, божественный воин.

Захак (Зохак)

Трёхголовый змей, одна из голов — человеческая.

Игиги

(по-шумерски — держащий небесную твердь на своих плечах) — бог, покровительствующий небесам.

Инанна

(по-шумерски — полноправная хозяйка небесной тверди) — покровительница шумерского города Урук, была богиней урожая, любви, войны, распри. Ее аналог — Иштар.

Иштаран

(по-шумерски — ведущий разговоры) — бог судебных органов и дипломатов.

Ишкур

(по-шумерски — менять погоду) — божество, возможности которого распространяются на ураганы, бури и т.д.

Иштар

(по-шумерски — доблесть) — аккадская богиня любви, плодородия и войны. Весенние празднества в честь этой богини включали в себя ритуальные оргии, сопровождавшиеся пьянством. Аналог шумерской Инанне.

Ишхара

(по-шумерски — создавать) — божество созидания и любви.

Кингу

Чудовище, которое было убито богами.

Кулла

(по-шумерски — возводить) — божество, покровитель строителей.

Лахаму и Лахму

Пара богов, была порождена Хаосом.

Лугальшулпаэа

(по-шумерски — юноша) — божество, по своему образу похожее на римского Юпитера.

Мардук

(светоносный теленок) — главный бог в Вавилоне, верховное божество. Аналог Энлиля.

(по-шумерски — ключ) — сын Мардука, покровитель наук.

Намтар

(по-шумерски — судьба) — бог, который является умирающему и уводит его в Царство Мёртвых.

Намму

(по-шумерски — разруха) — Бог хаоса.

Нанна

(по-шумерски — господин небесной тверди) — бог Луны, покровитель г. Ур.

Нанше

(по-шумерски — сон и спокойствие) — толковательница сновидений, покровительница обездоленных.

(по-шумерски — вода) — покровитель рек, озер и морей.

Нергал

(по-шумерски — Владыка Священного Города) — хозяин Подземного мира; муж богини Эрешкигаль.

Нимрод

Был богом охоты.

Ниназу

(по-шумерски — Хозяйка жизни) — божество, убивающее и воскрешающее природу.

Нигирима

(по-шумерски — Хозяйка источника) — богиня, покровительствующая чародеям.

Нингирсу

(по-шумерски — госпожа) — полноправная хозяйка г. Лагаша, покровительница воинов и земледельцев.

Нингизида

(по-шумерски — пустота) — божество, провожающее людей в последний путь.

Нинзадим

(по-шумерски — блеск) — покровитель ювелиров.

Нинигиламга

(по-шумерски — обрабатывать дерево) — покровитель плотников.

Нинкаррак

(по-шумерски — целитель) — покровительница целителей.

Нинлиль

(по-шумерски — быт) – покровительница Ниппура.

Нинту

Богиня, покровительница рожениц.

Нинурта

Покровитель земледельцев; бог войны.

Ниншубур

(по-шумерски — свинья) — двуполый бог, верная служанка Ана и Инанны.

Нисаба

(по-шумерски — госпожа провианта) — покровительница злаковых, учебы и грамоты, посылающая людям небесные знаки и знамения.

Нисроч

Бог с головой орла.

Оаннес

Бог, покровитель науки и письменности.

Таммуз

Тиамат

(переводится как «море») — воплощение первобытного хаоса.

(по-шумерски — солнце) — божество Солнца и правосудия.

Хендурсаррa

(по-шумерски — управлять мёртвыми) — слуга Подземного мира.

Хумбаба

(по-шумерски — смерть) — злобное чудовище.

Царпаниту

(по-шумерски — украшенная) — верная жена Мардука и хозяйка Вавилона в одном лице.

Шамаш

Представлялся в образе козерога, с головой козла и телом рыбы.

Энлиль (Эллиль)

(по-шумерски — победитель воздуха) — бог воздуха, земли и плодородия.

Энбилулу

(по-шумерски — управлять водой) — бог каналов и оросительных систем.

Энки (Эйа)

(по-шумерски — Хозяин земли) — бог подземных вод и мудрости. Также он бог пресных вод, покровитель людей.

Энкиду

(по-шумерски — благоприятное место) — верный прислужник Гильгамеша.

Энмешарра

(по-шумерски — господин Ме) — старейшее божество, живущее в Подземном мире;

Эннуги

(по-шумерски — без возврата) — великий Хозяин Подземного мира.

Эрешкигаль

(по-шумерски — Хозяйка Земли) — верная жена Нергала и одновременно божество Подземного мира. Владела Царством мертвых.

(по-шумерски — тьма) — божество, насылающее мор и войну.

Шумерская мифология внесла большой вклад в развитие мировой цивилизации. Оказала она влияние и на развитие славянского пантеона. Подробный обзор в статье Славянские боги, часть 1

Загадка фигурок рептилий-прародителей дошумерской цивилизации

Согласно древним мифам, людей сотворили боги где-то на землях между Тигром и Евфратом. Именно там когда-то находилось Шумерское царство. В этих благословенных местах существует множество загадок.

Откуда пришли шумеры и кто они были — бог весть. Но и до шумеров эти благодатные земли не пустовали. Цивилизация, обосновавшаяся там в дошумерское время, оставила после себя множество интереснейших артефактов, даже статуэтки. Вот по поводу этих статуэток из археологического памятника Телль-эль-Убейд ученые и любители древностей до сих пор ведут ожесточенные споры.

Из камня и глины

Читать еще:  Альта профиль внутренний угол клинкерный кирпич

Находки статуэток — не редкость для археологов. Первые антропоморфные изваяния известны еще со времен палеолита — это так называемые палеолитические Венеры, женские фигурки с огромными бедрами и грудями, что, по мысли пещерных скульпторов, должно было указывать на главную функцию женщины в первобытно-общинном мире — детородную.

Прошли тысячелетия, и на смену «Венерам» пришли статуи правителей и богов. В Месопотамии люди рано перешли к оседлости. Появились первые протогорода. Появились сакральные комплексы, где наши предки совершали священнодействия, чтобы избежать всяких напастей и всегда иметь хороший урожай.

Жертвенники богам сопровождались и каменными изваяниями этих богов. Земные правители удостаивались увековечивания, поскольку они тоже причислялись к богам — выполняли их функцию на земле и даже принимали небесные имена. Обычно и у богов, и у правителей тела и лица были вполне человеческими. Однако не всегда.

Храм из Телль-эль-Убейда

Телль-эль-Убейд — искусственный холм вблизи древнего города Ур. Первым обратил внимание на этот привлекательный холм археолог Гарри Холл, который по воле судьбы возглавил раскопки 1918-1919 годов вместо внезапно заболевшего руководителя экспедиции Леонарда Кинга. Именно ему пришла в голову идея провести в Телль-эль-Убейде разведочные раскопки.

Почти сразу же Холл наткнулся на развалины храма, относившегося к III тысячелетию до нашей эры. Храм, даже разрушенный, выглядел великолепно: он был построен на высоком основании в виде террасы, опиравшейся на надежные стены из обожженного кирпича; к самому святилищу вела многоступенчатая лестница, по обе стороны которой стояли огромные львиные головы из битума, покрытого медью, их глаза были инкрустированы красной яшмой, ракушечником и стеатитом, а изо ртов высовывались красные языки.

Лестница приводила ко входу в храм, украшенному барельефом орла с головой льва, и судя по символу богини Нинхурсаг, храм был посвящен ей. Однако Холлу довершить начатые раскопки не удалось. Слава исследователя Телль-эль-Убейда досталась не ему, а другому археологу — Леонарду Вулли.

Вулли должен был, согласно плану работ, заниматься раскопками Ура. Но он сразуже влюбился вдревнийхрам вТелль-эль-Убейде. Продолжив работу Холла, он нашел около лестницы деревянные колонны, одни из которых были инкрустированы перламутром, сланцем и яшмой, а другие были обшиты листами меди.

Там же лежали медные быки, барельефы из меди, изображавшие отдыхающих быков, инкрустированные глиняные цветы на высоких стеблях (некоторые даже сохранились целыми).

Вулли реконструировал внешний вид храма так: быки прежде стояли на карнизе вдоль храмовой стены, между ними в специальные отверстия были вставлены глиняные цветы, и создавалось впечатление, что животные пасутся на лугу; выше этой сценки один над другим располагались три фриза: на одном быки лежали на лугу, на другом изображалась дойка коров, на третьем — птицы.

Продолжив раскопки, Вулли нашел ниже лестницы статуи тельцов, видимо, поддерживавших трон божества, символом которого был барашек. Но на этих эпохальных находках храма Вулли не остановился. Он тут же принялся исследовать соседний холм меньшего размера. Холм, к великой радости археолога, оказался кладбищем! Именно здесь, в могилах, и обнаружились статуэтки весьма странного вида.

Впрочем, сначала древние могилы вызвали лишь вздох разочарования: все погребения были очень бедными, единственное достояние, которое нашлось в могилах, — черепки керамики. Но черепков оказалось так много и все они были настолько различными, что скоро Вулли удалось составить первую для убейдской культуры таблицу древней керамики.

Повезло ему еще и в том, что, продолжив углубляться в нижние археологические слои, он наткнулся на гончарную мастерскую, где обнаружил даже древний гончарный круг. По мере движения вниз, в глубины истории, были вскрыты и другие захоронения, некоторые с более богатым содержимым, то есть не только с обломками сосудов.

Среди найденных артефактов наибольшее внимание ученых привлекли глиняные фигурки, которые родственники усопших клали им в могилы. Это были антропоморфные фигурки мужчин и женщин. Но пропорции тела и головы этих статуэток вызвали настоящее потрясение.

Все изваяния изображали весьма странных людей — с необычайно широкими плечами, имевшими какие-то бугорчатые украшения, которые делали плечи еще шире, с очень узким тазом и длинными руками и ногами.

Лица фигурок и вовсе были нечеловеческими: больше всего они напоминали морды ящериц — глаза, посаженные по обе стороны головы, а не на «лице», сильно вытянутые и лишенные растительности головы, широкие рты, больше напоминающие пасти.

Головы некоторых фигурок венчали высокие конические шапки. У одних руки были поставлены на поясе, у других — сложены на груди, некоторые женские фигурки держали на руках младенцев того же нечеловеческого типа — с вытянутым черепом, глазами по бокам головы и пастью вместо рта.

Впрочем, самого Вулли гораздо больше интересовала трансформация керамики во времени и найденная им полоса «чистой земли», точнее — ила, за которой снова следовал культурный слой.

Вулли был сторонником теории о достоверном происхождении библейской легенды о Всемирном потопе. Облик терракотовых статуэток, найденных экспедицией, интересовал его гораздо меньше. Зато последующие поколения эти странные фигурки молчанием не обошли. Любители непознанного тут же окрестили их людьми-ящерицами, или рептилоидами, которые якобы и основали в Месопотамии цивилизацию людей.

Энки, спаситель людей

Откуда пришли эти люди — неясно. Некоторые горячие головы считают, что едва ли не с другой планеты. Якобы они быстро подчинили себе местных жителей, сделав из них рабов. Местные жители сильно отличались от завоевателей — настолько сильно, что они считали своих повелителей богами.

Отголоски исторической правды о древних богах вошли в мифологию Месопотамии и прилегающих территорий. Со временем люди забыли, как выглядели их боги-творцы. Но те, кто жил тысячелетия назад, еще отлично это помнили. Вот и изображали создателей в истинном обличье — с головами, как у рептилий, длинным тощим телом и слаборазвитой мускулатурой.

На самом деле человечество, конечно, ничем не обязано ни динозаврам, ни драконам, ни крокодилам, ни прочим земноводным и пресмыкающимся. Но вот боги и богини с нечеловеческими лицами и пропорциями вполне могли существовать.

По многим мифам (и не только месопотамским), одни боги сошли с небес, а другие вышли из моря. Морские боги жителей Телль-эль-Убейда вполне могли выглядеть как рептилии. К сожалению, об этих древних богах нам известно только одно: они были.

Читать еще:  Группа анонимных наркоманов кирпичи

Например, в Шумере с огромным уважением относились к доброму водному божеству Эа (Энки). Именно он решил спасти людей от насланного на них богом Энлилем потопа.

По его совету благочестивый Зиусудра (он же Утнапиштим) построил корабль, на котором спаслись от разбушевавшейся стихии члены его семьи, а также другие живые существа. Изображался этот бог с птичьими или рептилоидными чертами.

И не только Энки изображался не совсем человеком. И не только у шумеров. Достаточно обратить взгляд на соседний Египет. Уж там-то мы найдем богов с птичьими головами, богов в кошачьем облике, и главный водный хищник Египта — крокодил — тоже не обойден вниманием!

Так что не память о рептилоидах хранили благодарные им земляне, а попросту наделяли своих богов чертами той стихии, где божество проводило большую часть жизненного цикла, — воды, воздуха, горных массивов, языков огня, подземелий и бескрайних пустынь.

Бог кирпича у шумеров

Книга М. Белицкого представляет собой серию популярных очерков, посвященных истории и культуре древних обитателей Двуречья. Автор затрагивает широкий круг вопросов, включая историю открытия древнейших цивилизаций Месопотамии, политическую историю шумерских городов-государств, социальную структуру шумерского общества, религиозные представления, литературу, науку, ремесло, право, быт шумеров.

Появление этой книги – неожиданность для самого автора. А дело обстояло следующим образом: в конце 1959 г., просматривая в библиотеке «Большую энциклопедию всеобщей литературы» Тшаски, Эверта и Михальского, я остановился на разделе, посвященном письменности в Шумере и Аккаде, написанном проф. Юзефом Бромским. Это оказалось настолько интересно, что случайное любопытство переросло в незатухающий страстный интерес. Убедившись, к стыду своему, что знания мои о шумерах ограниченны – помнил лишь, что некогда существовало такое государство на территории Месопотамии, – я решил восполнить этот пробел и расширить свои познания. Обратившись к старым и новым публикациям, я открыл необычайный, таинственный и притягательный мир! Благодаря помощи, которую мне – неспециалисту, пытающемуся заглянуть в тайну пятитысячелетней давности, – оказала всегда терпеливая и снисходительная пани д-р Кристина Лычковская из Варшавского университета, я получил доступ ко многим работам о шумерах. К сожалению, интерес к Шумеру в Польше никогда не был велик, а война и более актуальные послевоенные проблемы отнюдь не благоприятствовали углублению этого интереса, а также собиранию литературы о Шумере. Поэтому мне пришлось прибегнуть к помощи знакомых и незнакомых людей, которые предоставили мне возможность ознакомиться с трудами, отсутствующими в Польше. Особенно я благодарен профессорам С. Н. Крамеру и Э. А. Шпайзеру из Пенсильванского университета (США). В ответ на мою робкую просьбу они щедро снабдили меня материалами и «благословили» на трудное дело – вторжение писателя в область знаний, доступную лишь узкому кругу специалистов.

Открывая для себя Шумер, я все больше проникался желанием приобщить и других к изучению истории и культуры народа, который несколько тысяч лет назад создал великолепную – недавно открытую и все еще открываемую – цивилизацию. Если говорить всерьез, мы до конца не знаем, чьим наследием пользуемся, не отдаем себе отчета в том, где находятся истоки нашей культуры. Записывая свои мысли, мы не думаем о том, что шумеры первыми создали письменность; считая, не помним, что они – первые создатели числовых записей и математических формул; глядя на звезды, забываем, что они первыми вели астрономические наблюдения; получая в аптеке лекарства, не знаем, что первые на земле рецепты были составлены шумерскими врачами. Только немногие из нас представляют себе, сколь волнующа и увлекательна история шумеров, какую величественную культуру они создали и как многое из их достижений – вопреки забвению, длившемуся тысячелетия, – сохранилось в мыслях и делах пришедших им на смену цивилизаций.

Через сорок веков благодаря упорному и напряженному, полному самоотверженности и самопожертвования труду ученых Шумер был открыт заново, а достижения шумеров получили высокое признание и стали предметом глубоких исследований и страстных научных споров. Пришлось пересмотреть ряд понятий, переместить во времени и в пространстве возникновение цивилизации (нашей). Мало того, что на белый свет были извлечены памятники архитектуры и искусства, поражающие нас своим величием и великолепным исполнением, у алчных песков пустыни были отняты и заговорили скромные, полуразрушенные глиняные таблички, на которых шумеры так превосходно увековечил и дела человеческого разума, что они стали источником вдохновения для поэтов, философов и ученых, властителей и теологов древнего мира. Стало очевидным, что религиозные, общественные, правовые, эстетические и литературные концепции цивилизации, сформировавшейся в районе Средиземноморского бассейна, в зоне взаимовлияния древних народов Ближнего Востока и греческой культуры, восходят к далекому прошлому – к Шумеру. Оказалось, что именно здесь, в долине Двуречья, возникли самые древние своды законов и любовные песни, организованные формы торговли и промышленного хозяйства. Это здесь следует искать прототипы Ноя и Ниобеи, ада и рая, Евклидова закона и басен Эзопа… Накопленные учеными знания о тысячелетней истории и достижениях шумеров несоизмеримы с той малой долей, которая известна нам. Разве не следует перебросить через эту пропасть хотя бы узкий мостик?

Эта книга, итог моего шестилетнего труда, которую я отдаю на суд читателей, и должна послужить именно таким мостиком. Основываясь на открытиях и исследованиях ученых-шумерологов, она повествует о древнем народе, его увлекательной истории и высокой культуре. Однако считаю своим долгом предупредить читателя, что этот труд не является историко-философской или культурно-исследовательской научной работой. Цель его – приблизить к массовому читателю забытый мир и таинственный народ, которому мы так многим обязаны.

Варшава, февраль 1965 г.

Глава I. ТАЙНЫ, ВЫРВАННЫЕ У ПУСТЫНЬ

Мы будем говорить об истории открытия Месопотамии, но не той, которая славилась богатыми и великолепными городами, и не той, где сейчас простирается пустыня со страшными песчаными бурями, адским зноем и безжалостно палящим солнцем. Речь пойдет о Месопотамии, которая затаилась под движущимися песками. История ее открытия полна приключений, необычайных событий, сенсаций. Неудивительно, что истории Месопотамии посвящено множество книг, пользующихся огромным успехом у читателей. Даже сведения, представляющие узкопрофессиональный интерес, читаются в них на одном дыхании, как приключенческий роман с искусно построенной фабулой. Уже первые, робкие и неуверенные шаги по пути в забытое прошлое человечества приводили к сенсационным открытиям, поражали и изумляли. Открытия, связанные с Месопотамией, ошеломляют и сегодня. Интерес к ним огромен. Молодой лондонский юрист Остин Генри Лэйярд, очарованный сказочным Востоком, бросил свою адвокатскую практику и отправился в 1839 г. в далекое путешествие. В 1849 г. опубликованный им двухтомный труд «Ниневия и ее следы», где он описал свои впечатления и открытия, мгновенно разошелся. О Месопотамии – древней, впервые открытой стране – в Европе уже ходили легенды, не менее волнующие, чем повествования о богатствах халифов и красоте Багдада.

Читать еще:  Как класть кирпич вокруг печи

СНАЧАЛА ИСКАЛИ НИНЕВИЮ

Месопотамия на протяжении веков привлекала к себе путешественников и исследователей. Эта страна упоминается в Библии, о ней повествуют античные географы и историки. Где-то здесь библейское повествование поместило колыбель племени Авраама и Вавилонскую башню, воздвигнутую гордецами, пожелавшими с ее помощью взобраться на небо. Тут же располагались Ниневия и страшный город Немврода. Где-то неподалеку возвышались мощные стены Персеполя – столицы царя Дария, разрушенной Александром Македонским во время одного пиршества, «когда он, – как поведал греческий историк Диодор, – уже не владел собой».

Столь же мало была известна история, а равно и прошлое Месопотамии. Позднее здесь царил ислам, поэтому иноверцам трудно было попасть сюда. Интерес к прошлому, желание знать, «что было до нас», всегда являлись главными факторами, побуждающими людей к действиям, нередко рискованным и опасным. Правда, раввин из Туде-лы (Королевство Наварра) Вениамин, сын Ионы, отнюдь не с научно-исследовательскими целями отправился в 1160 г. в тринадцатилетнее странствование по Востоку. Но именно ему мы обязаны самым ранним – написанным в 1178 и напечатанным в 1543 г. на древнееврейском языке, а спустя 30 лет на латинском – подробным отчетом, в котором речь идет о памятниках древней Месопотамии. Совершив паломничество в Палестину, Вениамин из Туделы направился в Тадмор, затем пересек пустыню, переправился через Евфрат и, путешествуя частично посуху, частично водным путем вверх по течению реки Тигр, добрался до Мосула, чтобы посетить здесь своих единоверцев. Холмы с погребенными в них руинами, выступающими из-под песков, произвели на него сильнейшее впечатление и пробудили страстный интерес к прошлому древнего народа. Вот что он пишет: «Этот город стал теперь столицей персидского царства. Раскинувшийся по берегам Тигра, он сохранил былое величие и великолепие. Между ним и древней Ниневией существует только мост, но Ниневия совершенно разрушена. Среди древних стен раскинулись лишь многочисленные деревни и поселки».

Шумерская мифология

О бщие представления о мифологии шумеров. Мироздание. Боги. Сотворение человека.

Шумерийцы представляли собой племена, которые освоили территорию долину Тигра и Ефрата в конце IV тысячелетия. Когда были образованы первые города-государства в Двуречье, формировались и представления о богах и божествах. Для племен божества были покровителями, которые олицетворяли собой творящие и производящие силы природы.

Самые первые письменные источники (это были пиктографические тексты конца IV – начала III тысячелетия) называют имена богов Энлиля и Инанны.

Со временем, в каждом городе-государстве появлялись свои особенные божества, циклы мифов, а также формировались свои жреческие традиции.

Все же, несколько общешумерских божеств было.

Боги Ану и Энлиль. Вавилонский камень. Ок. 1120 г. до н.э.

Энлиль. Владыка воздуха, а также царь богов и всех людей. Он являлся богом города Ниппур, который был центром древнейшего союза шумерских племен.

Энки. Владыка мирового океана и подземных пресных вод, позже стал известен как божественная сущность мудрости. Он являлся главным богом города Эреду, который был древнейшим культурным центром Шумера.

Ан. Бог неба.

Инанна. Богиня войны и любви. Вместе с Аном они являлись божествами города Урук.

Наина. Бог Луны, его почитали в Уре.

Нингирсу. Бог-воитель, которого чтили в Лагаше.

Бог Энки с птицей Анзуд. Ок. 23 в. до н.э.

Самый древний список богов, который датируется 26м тысячелетием до н.э. выделяет 6 верховных богов: Энлиль, Ану, Энки, Инанна, Нанна, Уту (бог Солнца).

Наиболее типичный образ божества представлялся как образ матери-богини, которая держит на руках ребенка. Это означало, что покровительница плодородна. Ее почитали под разными именами, например, как Нинмах, Нинту, Нинхурсаг, Дамгальнуна, Мами, Мама.

Мировоззрения шумерских племен о зарождении Вселенной можно найти в тексте «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир». Бог Ану является владыкой неба, а Энлиль распоряжается на земле. Эрешкигалю же принадлежит Кура. О первозданном рае рассказывается в мифе «Энки и Нинхурсаг», где этим самым раем выступает остров Тильмун. О том, как был создан человек, наиболее полно описано в мифе про Энки и Нинмах, которые лепят из глины человека.

Ворота богини Иштар. 7-6 вв. до н.э. Ирак, Вавилон.

Человек был создан для того, чтобы служить богам и исполнять их волю, в его обязанности входило пасти скот, обрабатывать землю, заниматься собирательством, а также соблюдать культы жертвоприношения.

Когда человек готов, боги награждают его судьбой и пируют в честь нового создания. На этом самом пиру Энки и Нинмах, немного захмелев, вновь занимаются лепкой людей, но теперь у них получаются уроды, например, человек без пола или женщина, не способная выносить ребенка.

В одном из мифов про богинь скота и зерна даже дается объяснение создания человека. Все дело в том, что боги ануннаки не приспособлены вести хозяйство, поэтому им нужны были люди.

Шумерская мифология пронизана мифами о создании и рождении богов, но также часто встречаются и мифы о героях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector