Seo-friends.ru

Большая стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Диаграмма связей для установления причины брака кирпича

Диаграмма связей

Диаграмма связей – это инструмент управления качеством, основанный на определении логических взаимосвязей между различными данными. Применяется этот инструмент для сопоставления причин и следствий по исследуемой проблеме. По своей цели применения диаграмма связей несколько похожа на причинно-следственную диаграмму Исикавы.

Различие в том, что в диаграмме Исикавы изначально заданы факторы, относительно которых рассматриваются причины возникновения проблемы. Эти факторы упорядочивают причины в логические последовательности. Когда составляется диаграмма связей такие факторы отсутствуют.

Как правило, диаграмма связей используется совместно с диаграммой сродства, т.к. позволяет выстроить выявленные с ее помощью причины в логическую цепочку. Другой сферой применения диаграммы связей является решение комплексных проблем, в ситуации, когда действует множество взаимосвязанных причин (применяется совместно с древовидной диаграммой), а также выявление связей между различными идеями, которые возникают в результате мозгового штурма.

Диаграмма связей является инструментом коллективной работы, поэтому для ее построения необходимо первоначально сформировать рабочую группу.

Порядок разработки диаграммы связей следующий:

1. Определяется и формулируется основная проблема, по отношению к которой необходимо выявить причинно-следственную связь. Формулировать проблему следует ясно и четко, так чтобы она была понятна всем участникам команды, и все участники команды были с ней согласны. Если для исследования берется результат применения другого инструмента качества (например, диаграммы сродства), то необходимо проверить, чтобы формулировки проблемы совпадали.

2. Собирается информация из различных источников. Этими источниками могут быть результаты предыдущей работы с диаграммой сродства, древовидной диаграммой или методом мозгового штурма. Проводится анализ информации, «родственной» исследуемой проблеме.

3. Предполагаемые причины исследуемой проблемы располагаются по кругу и один из элементов этого круга (любой) выбирается в качестве начальной точки для дальнейших действий. Этот элемент последовательно сопоставляется с каждым из элементов круга. При сопоставлении элементов команда решает, есть ли между элементами причинно-следственная связь и какова сила этой связи (слабая связь или сильная связь).

4. После того, как команда придет к согласию по наличию и виду связи между этими элементами на диаграмме графически изображается связь (в виде стрелки) и указывается направление связи. Стрелка рисуется от «причины» к «следствию». Сильные связи отображаются сплошной линией, слабые связи – пунктирной. На диаграмме не должно быть двунаправленных стрелок.

5. По завершении круга парного сопоставления одного элемента, переходят к следующему элементу и выполняют аналогичные парные сопоставления с этим элементом и т.д.

6. Возле каждого элемента указывают количество входящих и исходящих стрелок.

Пример

Диаграмма связей построена на основе результатов, полученных из диаграммы сродства. В качестве основной проблемы рассматривается – «нарушение условий монтажа металлоконструкций». Для каждого из элементов определено количество входов и выходов. Отдельные элементы не имеют ни входящих, ни исходящих связей. Такая ситуация означает, что среди рассматриваемых элементов нет зависимых причин, либо следствий.

Диаграмма связей обеспечивает структурированный подход к анализу комплексных взаимодействий, что является ее сильной стороной.

Слабой стороной является то, что приходится сильно полагаться на субъективные суждения о факторах взаимосвязи и, кроме того, она может быть слишком сложной или трудной для восприятия, если на ней отображается большое число элементов (как показано в примере).

Инструмент «диаграмма связей» включен в состав сборника «Семь новых инструментов качества». Вы можете приобрести сборник «Семь новых инструментов качества» в интернет-магазине» Менеджмент качества».

Семь новых инструментов качества

Семь новых инструментов качества

Брошюра «Семь новых инструментов качества» включает в себя подробное описание инструментов управления качеством. Эти инструменты были разработаны союзом японских ученых и инженеров в 1979 г. и завоевали популярность на многих предприятиях различных отраслей. Инструменты отличаются своей простотой и наглядностью, при этом являются очень эффективными, интуитивно понятными.

В брошюре представлено описание и даны примеры применения следующих инструментов управления качеством:

  • Диаграмма сродства;
  • Диаграмма связей;
  • Древовидная диаграмма;
  • Матричная диаграмма;
  • Сетевой график;
  • Диаграмма принятия решений (PDPC);
  • Матрица приоритетов.
Читать еще:  Средство для удаления затирки с кирпича

ДИАГРАММА СВЯЗЕЙ (ГРАФ СВЯЗЕЙ)

Общий

заголовок для А и В

Общий заголовок А Общий заголовок В

для (а) и (в) для (с) и (д)

Устные Устные Устные Устные

данные(а) данные(в) данные (с) данные(д)

Рис.7.1. Принцип построения диаграммы сродства.

Работа заканчивается, когда все данные будут приведены в порядок, то есть, собраны в предварительные группы сродственных данных, когда вышеупомянутые конфликты будут разрешены. Оставшиеся конфликты будут разрешены во время дискуссии. Анализ заканчивается, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством ведущих направлений.

Диаграмма связей —инструмент, позволяющий выявить логические причинно-следственные связи между основной идеей, проблемой или различными данными в какой-либо сложной, критической ситуации. Задачей этого инструмента управления является установления соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных с помощью диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения. Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом имеющихся в компании ресурсов, а также числовых данных, характеризующих причины.

Диаграмма связей является главным образом логическим инструментом, противопоставленным диаграмме сродства, которая сама по себе была творческая. Примеры ситуаций, когда диаграмма связей может быть полезной:

· Когда тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены при помощи обычного обсуждения.

· Когда временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей.

· Когда подозревается, что проблема, затронутая в вопросе, является исключительным симптомом более фундаментальной незатронутой проблемы.

Применяется два типа диаграммы связей:

· Качественный граф связей;

· Количественный граф связей.

В качественный граф связей нужно включать как проблемы, так и их причины разных уровней (рис.7.2.).

Для построения диаграммы связей этого типа выполняются следующие действия:

1. Выделите все факторы, которые могут иметь отношение к рассматриваемой проблеме. Для этого можно воспользоваться ранее разработанными диаграммами сродства и Исикавы.

2. Изобразите все возможные проблемы и причины с помощью прямоугольников.

Рис.7.2. Принципы построения диаграммы связей (качественный граф связей).

3. Идентифицируйте все возможные мыслимые причинные взаимосвязи между каждым фактором и другими и покажите их стрелками на этом графе.

4. Классифицируйте факторы в зависимости от роли, которую они играют в причинно-следственной ситуации.

5. Сконцентрируйте ваши усилия по совершенствованию на устранение основных причин рассматриваемой проблемы.

В отличии от качественного графа, оценивающего зависимости между факторами, иногда проще количественный подход к определению роли различных факторов. Общий вид количественного графа связей дан на рис.7.3.

Для построения диаграммы связей в виде количественного графа выполняются следующие действия:

1. Разместите обозначения рассматриваемых факторов произвольным образом на листе бумаги, желательно, примерно, по кругу.

Фактор А

Фактор Е Фактор В

Фактор D Фактор С

Рис. 7.3. Принцип построения диаграммы связей (количественный граф связей)

2. Для каждого фактора оцените: на какие факторы он влияет, под влиянием каких факторов он находится сам. Это влияние отметьте стрелками. Направление стрелки будет указывать направление влияния.

3. После оценки всех взаимосвязей нужно подсчитать и отметить на диаграмме число стрелок, приходящих к каждому фактору и уходящих от него (например, «3 стрелки входят, 2 выходят»).

В зависимости от числа стрелок в каждом направлении для каждого фактора можно определить одну из двух ролей:

· Генератор показателей или причина.Это фактор, имеющий много стрелок, влияющих на уровень показателей других факторов (имеет больше выходящих стрелок, чем входящих).

· Индикатор результата или эффект.Это фактор, который указывает нечто, как результат действия генератора показателей (имеет больше входящих стрелок, чем выходящих).

Когда предпринимается попытка отыскать основную причину проблемы или эффект, то генератор показателей следует выбирать в качестве отправной точки для проведения исследований. Эти факторы – движущая сила процесса и они создают уровень его показателей.

Читать еще:  Кирпич марка высота 75

Диаграмма связей

Диагра́мма свя́зей, известная также как интелле́кт-ка́рта, ка́рта ума́ ( англ. Mind map ) или ассоциати́вная ка́рта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем . Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. ( Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Данный инструмент использовался с 1970-х годов в создании революционного прорыва в экономике Японии. Тогда это было четыре отдельных способа:

  • диаграмма связей,
  • древовидная диаграмма,
  • диаграмма Исикавы,
  • диаграмма осуществления деятельности.
  • матрица связей,
  • диаграмма Ганта (план-график работ), что актуально и ныне.

В настоящее время Э. Голдратт предлагает ещё несколько более громоздких способов [2] :

  • деревья текущей и будущей реальности,
  • грозовая туча.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы. [источник не указан 458 дней]

Содержание

Области применения

  • обучение
  • конспектирование лекций
  • конспектирование книг
  • подготовка материала по определенной теме
  • решение творческих задач
  • мозговой штурм
  • презентации
  • планирование и разработка проектов разной сложности
  • составление списков дел
  • общение
  • проведение тренингов
  • развитие интеллектуальных способностей
  • решение личных проблем

Правила оформления диаграмм связей

  • Чем больше лист, тем лучше. Минимальный рекомендуемый формат — A4 . Лист необходимо расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы, задачи, области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями — они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Использовать желательно печатные буквы
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм, который позволяет вам лучше ориентироваться на диаграмме

[ править ] Описание вариации метода диаграммы связей — метода омега-мэппинга [1]

В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик — по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.

Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации — их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.

От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).

В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.

В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.

Читать еще:  Наружное утепление силикатного кирпича

Программное обеспечение для управления диаграммами связей

Программное обеспечение

  • FreeMind — кроссплатформенноесвободное ПО для построения диаграмм связей. Написано на Java .
  • SciPlore MindMapping — open source на основе FreeMind
  • Vym View Your Mind.
  • kdissert
  • chartr
  • Labyrinth
  • Psycho
  • XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64. Есть в portable-версии
  • ConceptDraw Office MINDMAP — кроссплатформенное ПО для построения интеллект-карт. Интегрирована с пакетом ConceptDraw Office. Есть возможности взаимодействия с MS Office.
  • Mindjet MindManager — ПО для построения диаграммы связей. Windows-версия начиная с MindManager 7 приобрела новый интерфейс «лента» (ribbon).
  • iMindMap — Официальный сайт Тони Бьюзена, создатель идеи умственных карт.
  • [2] — TheBrain — визуальный информационный менеджер (есть бесплатная версия для персонального использования)
  • Thinking Space для мобильных устройств на Android
  • NodeMind — Бесплатное программное обеспечение для построения семантических связей и интеллект-карт.

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ТОиР

ТОиР 4.0

ШКОЛА ТОИР 4.0

Цифровизация, цифровая трансформация, Индустрия 4.0, цифровые двойники и интернет вещей, четвертая промышленная революция — эти термины появляются в нашей жизни все чаще и чаще. Но, как правило, они появляются и уходят, не затрагивая область ТОиР. И мы, погруженные в борьбу с отказами и простоями оборудования, выдыхаем, то ли с сожалением, то ли с облегчением… И правда, своих проблем хватает, не до цифровизации. Вот, начали внедрять (далее подставить нужное: SAP, 1C:ТОИР, Microsoft Dynamics…), до сих пор в себя прийти не можем.

Тем не менее, в глубине души мы понимаем, что выживет только тот, кто сможет приспособиться к изменяющейся среде. А внешняя меняется очень и очень быстро. И постепенно изменения доходят и до ТОиР. Изменения рождают сопротивление коллектива, потому что не хочется в очередной раз наступать на те же грабли внедрения чего-либо по указке сверху без должной подготовки; потому что есть опасения, что добавится нагрузка сверх существующей без соответствующей мотивации; есть страх оказаться некомпетентным в новых процессах, и, как следствие, быть уволенным.

Но хотим вас со всей ответственностью предупредить. Просто так взять, и перейти к цифровой трансформации сервиса и внедрить Индустрию 4.0 на неподготовленный ТОиР не получится.

Для начала необходимо освоить базовые практики обслуживания, такие как эксплуатация до отказа, как плановые ремонты по времени и по состоянию. Научиться интегрировать процессы эксплуатации и сервиса оборудования в рамках методик обслуживания по надежности и рискам.

Несомненно, нужно научиться азбуке процессов разрушения и развития отказов.

Развить навык поиска коренных причин отказов оборудования.

Постигнуть смысл цели управления производственными активами.

Общаясь с людьми на разных предприятиях и видя потребности специалистов, занимающихся организацией и проведением технического обслуживания и ремонта, отвечающих за управление производственными активами, мы решили в 2020 году запустить новый информационно-образовательный проект «ТОИР 4.0», где и будем учить перечисленным выше практикам.

Этот проект призван шаг за шагом поднимать общий уровень культуры технического обслуживания и готовить бизнес-процессы ТОиР к работе в условиях четвертой промышленной революции. Мы будем вести регулярную публикацию материалов о базовых вопросах надежности, точного технического обслуживания, планирования, управления активами, сервисных стратегиях и тактиках.

На главной странице нашего сайта https://toir.pro/ есть форма подписки на новости ШКОЛЫ ТОИР 4.0. Подписка и все материалы, распространяемые по этой подписке — бесплатные.

Так что подписывайтесь, и давайте меняться вместе, готовясь жить в условиях быстрых изменений и новых технологий в ТОиР.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector