Seo-friends.ru

Большая стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно уложить тротуарный кирпич

Пошаговая инструкция укладки брусчатки

Тротуарная плитка является одним из наиболее надежных и красивых дорожно-строительных материалов. Её часто используют для мощения тротуаров и автомобильных въездов во дворе частного дома. Стоимость работ по укладке плитки не низкая, а как класть брусчатку не все знают. Чтобы дорожное изделие было качественным, необходимо следовать технологии выполнения работ. Укладка брусчатки своими руками ведется согласно инструкции и исходя из рекомендаций.

Важно знать, как правильно укладывать тротуарную плитку, чтобы она прослужила много лет и имела красивый внешний вид. Дорожное покрытие из брусчатки облагородит не только двор частного дома, но и прилегающую территорию на улице.

Виды и преимущества

Виды тротуарной плитки по материалу изготовления:

  • Вибролитная.
  • Клинкерная.
  • Гранитная.

Кроме отличий по материалу, есть огромное разнообразие по цвету, форме и декору. Также, она отличается по способу укладки и технологии выполнения работ.

Преимущества укладки брусчатки:

  • Высокая прочность материала.
  • Длительный срок эксплуатации.
  • Экологичность материала.
  • Большая несущая способность.
  • Устойчивость к низкой температуре.
  • Красивый внешний вид.
  • Простота укладки.
  • Возможность повторного использования материала.

  • Стоимость материала достаточно высокая.
  • Сложность обработки.
  • По брусчатке неудобно ходить на каблуках.
  • Возможность вымывания основания и тогда кладка проседает либо выпадают отдельные элементы.

Расчет расхода материала

Перед тем как приступить к укладке брусчатки необходимо закупить весь необходимый материал и приобрести инструмент. Важно точно просчитать площадь выполнения работ, чтобы купить всю плитку одной партией. Если песок или цемент всегда можно докупить, то плитку будет сложно найти. Если это будет та же модель и тот же производитель, но уже другая партия, то она может не совпадать с предыдущей по оттенку или размеру.

Нужно рассчитать всю длину бордюров и закупить соответствующее количество материала. Также, желательно приобрести весь материала и необходимый инструмент, чтобы минимизировать простои в процессе выполнения работ.

Необходимый материал и инструмент:

  • Тротуарная плитка.
  • Бордюр.
  • Геотекстиль.
  • Песок.
  • Щебень.
  • Цемент.
  • Лопата.
  • Грабли.
  • Метла.
  • Тачка.
  • Виброплита (ручная трамбовка).
  • Болгарка с алмазным диском для резки бетона.
  • Резиновая киянка.
  • Молоток.
  • Метрическая рулетка.
  • Уровень.
  • Правило.
  • Ведро.
  • Кельма.
  • Шланг для полива.
  • Колышки и маячный шнур.
  • Средства индивидуальной защиты.

Технология укладки брусчатки

Существует несколько способов мощения тротуарной плитки, они зависят от назначения дороги и вида брусчатки. Плитку можно класть на песок, цементно-песчаную смесь (гарцовку) и даже бетон, при высоких нагрузках на неё.

Несмотря на то, что существуют общеустановленные технологии выполнения кладки, у каждого мастера есть свои особенности в работе. Кто-то говорит: «Я кладу брусчатку недорого», а кто-то берёт высокую плату, но дает длительную гарантию на качество изделия. Поэтому, чтобы не задумываться о том, сколько стоит класть тротуарную плитку, необходимо знать самому, как правильно класть брусчатку.

В итоге, можно сэкономить на работе мастера и сделать качественное мощение, но при этом необходимо хорошо потрудиться. Чтобы правильно выполнить всю работу своими руками, пошаговая инструкция будет просто необходима, особенно для человека, который ранее никогда не сталкивался с таким видом работ.

Технология выполнения работ

Перед тем как выложить тротуарную плитку, должна пройти определенная подготовка. Нужно предусмотреть все нюансы, чтобы достичь требуемого результата. Как правильно укладывать тротуарную плитку, часто указывают сами производители брусчатки, но каждый мастер на практике уже наработал собственную технологию.

    Подготовка к мощению брусчатки. В первую очередь нужно определить — когда следует начать работу. Рекомендуется начинать работу весной. Определяется назначение дороги. Если это пешеходная тропинка, то достаточно будет использовать плитку толщиной 40 мм. Для дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, понадобится более толстая брусчатка. Кроме того, если дорожное покрытие будет подвергаться большой нагрузке, то брусчатка ложится на бетонную стяжку. Пешеходную дорожку можно класть на песок или цементно-песчаную сухую смесь. Но перед тем как класть брусчатку на песок, необходимо устроить надежное основание.

Разметка территории. Перед тем, как класть брусчатку своими руками, необходимо выполнить разметки территории и земляные работы. Определяется фронт работ по параметрам мощения. На этом этапе важно правильно определить ширину дороги, чтобы не пришлось обрезать цельную плитку. Также, нужно учесть толщину всех швов.

Для разметки в углах будущей дороги вбиваются колышки и натягиваются маячные шнуры. Они показывают уровень дорожной поверхности, поэтому горизонталь нужно проверять водяным уровнем. Дорога устраивается таким образом, чтобы был отвод дождевой воды.

  • Земляные работы. Под местом мощения вынимается земля глубиной до 50 см. Растительный слой можно использовать для устройства ландшафтного дизайна. Дно земляной конструкции выравнивается и тщательно трамбуется виброплитой или ручной трамбовкой.
  • Настил геотекстиля. На дно земляной конструкции и её стенок расстилается геотекстиль. Он увеличивает прочность изделия и обеспечивает его целостность. Мастера старой закалки часто выполняют работу без тканевой мембраны, не принимая в свой арсенал современные материалы. Но такое нововведение значительно улучшает качество дорожного покрытия.

  • Засыпка щебнем. Щебень фракциями 20 х 40 мм засыпается в траншею и тщательно уплотняется трамбовкой или виброплитой. Засыпка должна быть толщиной не менее 100 мм. Такая толщина допустима только для пешеходной зоны, для въездов понадобится толщина щебневой засыпки более 150 мм.
  • Устройство бордюров. Бордюры устанавливаются по заранее выполненной разметке. Выполняется замес цементно-песчаного раствора и наносится на основание вдоль устройства бордюра. Блоки устанавливаются в проектное положение на раствор и подгоняются по уровню. Раствор готовится в пропорции 1:3. После устройства бордюров необходимо оставить работу на сутки, чтобы раствор набрал прочности.

  • Устройство песчаной засыпки. На уплотненный щебень выполняется устройство песчаной подушки толщиной 150 мм. Засыпка песком выполняется в несколько этапов слоями по 5 – 7 см. Каждый слой поливается водой из шланга и трамбуется виброплитой. Песок лучше брать речной без примесей глины. В этом случае вода будет стекать в грунт и не задерживаться в подсыпке.
  • Засыпка гарцовкой. Перед тем, как выложить тротуарную плитку, необходимо позаботиться о прочности её укладки. Для этого на песок насыпается цементно-песчаная сухая смесь. Она равномерно распределяется граблями по всей площади кладки. Гарцовка приготовляется из песка с содержанием цемента приблизительно в пропорции 1:8. При попадании воды на гарцовку цемент твердеет и прочно фиксирует брусчатку на своем месте.
  • Укладка брусчатки. Определившись с рисунком тротуара можно приступать к мощению брусчатки. Необходимо узнать способы, как класть брусчатку своими руками в соответствующих условиях и особенности выполнения работ.

    При необходимости брусчатку можно обрезать болгаркой с алмазным кругом для резки камня. Уложенная брусчатка проверяется уровнем и правилом. Она должна быть устроена таким образом, чтобы стекала дождевая вода и не образовывались лужи.

    Заполнение швов. После того, как брусчатка будет уложена, необходимо заполнить швы кладки. Для этого на дорожную поверхность высыпается сухая цементно-песчаная смесь и равномерно распределяется по всей поверхности. Смесь заполняет швы, а излишки убираются при помощи метлы или веника. После чего кладка поливается водой из шланга. Гарцовка, вступая в контакт с водой — твердеет и прочно фиксирует кладку.

    Если выполняется мощение дороги, которая периодически будет эксплуатироваться автомобилем, то необходимо устроить армированное железобетонное основание. В этом случае используется брусчатка толщиной от 60 мм, она кладется на цементно-песчаный раствор.

    Заключение

    Укладка брусчатки своими руками позволит сэкономить значительное количество средств на оплату мастеру. Но, важно соблюдать технологию укладки и качественно выполнять все процессы. На каждом этапе проводится контроль качества работ. Если проигнорировать какой-либо процесс или выполнить его некачественно, то значительно уменьшается срок эксплуатации дорожного покрытия. На материалах также не следует экономить.

    Чтобы оптимизировать затраты, можно выбрать золотую середину между качеством и стоимостью. Всякий материал, даже не самый дорогой, должен быть качественным. На устройстве основания также можно где-то сэкономить, но все слои должны быть в наличии, и их толщина должна быть не меньше допустимых норм. Соблюдение всех норм и правил укладки тротуарной плитки позволит длительное время её эксплуатировать.

    Участок

    Клинкерный кирпич был известен в России еще более ста лет назад. Тогда его позаимствовали у немецких строителей и широко использовали для благоустройства дорог и отделки особняков. Потом на долгое время клинкер был забыт, и лишь совсем недавно снова вернул былую популярность. Сейчас он используется для мощения самых разных дорожных покрытий: садовых дорожек, парковых аллей, тротуаров, парковок, торговых площадок и т.д. – ничего лучше просто не существует, как утверждают профессионалы. В статье речь пойдет про укладку тротуарного кирпича.

    Содержание:

    Что такое тротуарный кирпич

    Клинкерный кирпич или брусчатка – это формовые изделия для мощения дорожек, изготовленные на основе тугоплавкой глины и воды. Особый способ обжига придает такому кирпичу очень высокие эксплуатационные характеристики, а кроме того, неповторимый внешний вид. Благодаря различным химическим соединениям можно получить уникальные, пестрящие окрасы кирпича в одной и той же партии, что позволяет создавать эксклюзивные, очень красивые ландшафтные дизайны, неважно для какого участка будут они применяться – на даче, в саду, на летней площадке ресторана или парковочной площади возле офисного здания.

    Читать еще:  Кирпич полнотелый одинарный солома

    Кирпич тротуарный фото

    Главные преимущества тротуарного клинкерного кирпича для дорожного покрытия:

    • износостойкость – этот материал устойчив к истиранию, повреждениям, большим нагрузкам;
    • морозостойкость – не растрескивается и не деформируется даже при низких температурах и снегопадах;
    • долговечность – при соблюдении технологии укладки дорожки и площадки с таким покрытием не изменят своего первоначального вида даже спустя десять лет;
    • устойчивость к химикатам;
    • нетоксичность.

    Еще одно большое преимущество, тротуарный кирпич возможно использовать повторно без потери его свойств и качеств. Его легко демонтировать, если возникает потребность, например, в замене водопроводных или канализационных труб. А затем уложить снова.

    Клинкерный кирпич может различаться:

    • по размеру – в зависимости от целевого назначения;
    • по форме – от классической прямоугольной до фигурной и даже решетчатой;
    • по цвету – от стандартного кирпично-красного до синего, желтого, лилового, белого и т.д.;
    • по фактуре верхнего слоя – гладкий, матовый, шероховатый, под натуральный камень.

    Можно сочетать на одной площади несколько различных размеров, цветов и фактур для создания неповторимого орнамента или рисунка. Какой бы кирпич ни был выбран, вы всегда получите гарантированное качество, долговечность и безупречный внешний вид – при условии, что будет соблюдены все рекомендации по укладке клинкера.

    Укладка тротуарного кирпича

    Для облегчения и ускорения процесса мощения настоятельно рекомендуется вначале составить эскиз с учетом всех размеров и рисунков. Исходя из этого, высчитывается количество кирпича, которое необходимо будет закупить, и сопутствующих материалов.

    Если работы по мощению будут проводиться самостоятельно, понадобятся также следующие инструменты:

    • пила по камню;
    • уровень или правило;
    • рулетка;
    • молоток резиновый;
    • строительный шнур;
    • грабли и лопата;
    • колышки из дерева для разметки;
    • рабочие рукавицы и защитные очки.
    Разметка
    • Перед началом работ нужно на площадке, где будет проводиться мощение, выполнить разметку. Для этого следует хорошо очистить грунт от травы, дерна, палой листы и пр. Затем с помощью рулетки, деревянных колышков и нити выполнить разметку в соответствии с чертежом. Если укладка производится только на дорожках, то в качестве боковых ограничителей удобной использовать металлические рейки.
    • После этого надо выкопать канавы или яму под фундамент. Ориентироваться следует на уровень, если глубина котлована под фундамент будет везде одинаковой, можно существенно сэкономить время и материалы. Минимальная глубина ямы под фундамент – 20-25 сантиметров.

    Подготовка основы дорожного покрытия
    • Это один из самых важных этапов кладки. Если неправильно или небрежно подготовить «фундамент» под тротуарный кирпич, покрытие не прослужит долго, особенно если речь идет о местах с большими проходимостью и нагрузками. Поэтому рекомендуется не экономить и использовать только профессиональные смеси, состав которых адаптирован специально для укладки тротуарного кирпича. Дополнительно используются особые дренажные растворы, которые эффективно удаляют воду и препятствуют скоплению влаги, что также влияет на прочность и долговечность кирпичного покрытия дороги.
    • Есть и другой способ подготовки основы под клинкерный кирпич. Можно соорудить «подушку» из гравия, щебня и песка. Вначале засыпается щебень, разравнивается и трамбуется. Сверху на него таким же образом укладывается более мелкий гравий. В конце засыпается слой песка и все три слоя заливаются водой. Что это дает? При намокании песок и мелкий гравий будут проседать там, где остались просветы и неровности. После того как произойдет полная усадка, будут видны все просветы и впадины. Чтобы выровнять их, засыпается еще один слой песка, трамбуется и вновь заливается водой. Повторять процесс нужно до тех пор, пока не перестанут образовываться провалы. Это значит, что все щели и пустоты заполнены полностью и с нужной плотностью. Такое основание гарантирует качественную и долговечную опору для клинкерного кирпича.

    Совет: на небольших площадях подойдет использование ручной трамбовочной машины. Но если площадка внушительная, имеет смысл работать с электрическим инструментом. Если такого нет в наличии, можно арендовать его на время в строительном магазине.

    • Толщина фундамента под тротуарный кирпич зависит от степени проходимости зоны, на которой он будет уложен. Чем больше нагрузки, тем толще должно быть основание. Тогда покрытие прослужит несколько десятилетий, не теряя своих отличных характеристик. Влияет также и грунт. На песчаную почву следует укладывать фундамент толщиной не менее 20 см, для глинистой почвы он может достигать 40 см. Если нагрузки на мощеную поверхность будут большими, можно уплотнить фундамент с помощью арматуры, досок или труб. Их нужно укладывать между слоями гравия.

    Важный момент: следует постоянно контролировать толщину основания, она должна быть равной на всех участках. Делается это с помощью правила и шнуровой отвески. Если укладка рассчитана на узкие дорожки, то вместо правила можно ориентироваться на боковые реечные ограничители.

    Дренажная система
    • Если при укладке основания под тротуарный клинкерный кирпич не использовался дренажный раствор, нужно будет соорудить дренажную систему. Это делается для того, чтобы во время дождя вода не скапливалась под кирпичом и не разрушала покрытие. Просчитывается высота и угол водостоков, а также направление, в котором будет стекать вода. Ни в коем случае вода не должна стекать по направлению к постройке. В этом случае грунт подвержен вымыванию, что приводит к постепенному, но необратимому проседанию фундамента.
    Подготовка клинкерного кирпича
    • Если для мощения используется кирпич одного цвета, фактуры и размера, то никакой особенной подготовки в этом случае не потребуется. Если же планируется создать пестрое покрытие, то нужно смешать в лотке или ящике 5-6 поддонов кирпича разных оттенков, а затем выкладывать их произвольно.
    • При выкладывании продуманного орнамента или узора кирпичи разных цветов и форм рекомендуется разложить по разным лоткам для удобства работы.
    • Следует помнить о том, что даже если не будут выкладываться замысловатые орнаменты, без подрезки кирпича все равно не обойтись. Делается это с помощью специальной камнерезной пилы. Кирпичи предварительно увлажняются. Рекомендуется использовать в работе перчатки и маску.
    Особенности укладки тротуарного кирпича
    • Клинкерный кирпич, как правило, укладывается двумя способами: стык встык, с зазором не более 5 мм.
    • Способ «стык встык» не очень рекомендован, так как при этом трудно избежать попадания влаги между кирпичами и сохранить их неподвижность в процессе эксплуатации покрытия. Кроме того, если возникнет необходимость заменить один, его будет сложно вытащить, не повредив соседние.

    • Начинать кладку следует от середины площадки по направлению к краевым ограждениям. Так намного легче соблюдать все разметки и следить за симметрией рисунка. А в случае ошибки – намного легче своевременно ее поправить. В процессе очень важно следить за тем, чтобы кирпичики были уложены на одном уровне. Поскольку монтаж клинкерного кирпичного покрытия тротуаров и дорожек осуществляется методом вдавливания кирпичей в основание, откорректировать уровень будет несложно.
    Способы укладки тротуарного кирпича
    • Есть множество способов декоративной укладки клинкерного кирпича. Самые распространенные: перевязка «елочка», перевязка «паркет», перевязка в полкирпича, декоративная перевязка.
    • Выбирать вид перевязки нужно не только исходя из собственных предпочтений и возможности осуществления того или иного рисунка. Важно учитывать также проходимость и нагрузку на дорожное покрытие. Например, «елочка» — универсальная перевязка, но таким образом можно оформить далеко не каждый узор. А вот перевязка «паркет» не подходит для проезжей части и магистралей, только для тротуаров и аллей.
    Заполнение швов тротуарной плитки
    • Если выполняется укладка с зазорами, то по окончанию работ все швы засыпаются песком или затираются специальным составом. Предварительно кирпич нужно тщательно очистить, и только после этого приступать к засыпанию швов. Песок затирается и утрамбовывается, после чего снова швы засыпаются, пока не получится плотное покрытие. Использовать для этих целей цемент не рекомендуется, так как он влияет на характеристики клинкерного кирпича.

    • То, насколько качественно будут закрыты швы, также влияет на усадку покрытия, проходимость дождевых и талых вод, и его долговечность. Поэтому не надо лениться при выполнении завершающих работ, затереть швы необходимо сразу же, откладывать это нельзя, так как будет нарушена прочность покрытия. Для качественной, плотной утрамбовки швов используется специальный вибратор. Он хорошо уплотняет песок, но при этом не повреждает механически поверхность кирпича.
    • По окончанию всех работ вымощенной площадке нужно дать несколько дней на устойку. Ступать на нее в это время нельзя.

    Форма для тротуарной плитки кирпич

    • Если очень хочется обзавестись дорожками «под камень» на даче или вокруг собственного дома, но нет времени и средств купить тротуарный кирпич и его укладку, есть хорошая альтернатива. Сейчас выпускаются специальные пластиковые формы, позволяющие собственноручно изготавливать плитку для садовых дорожек, террас, веранд, аллеек и других покрытий.
    Читать еще:  Станок для изготовления блочного кирпича

    • Все, что нужно – это смешать в указанных производителем пропорциях цемент, песок, воду и пластификатор. В смазанную эмульсией форму (для пластика отлично подходит обычная солярка, дешево и сердито ) заливается раствор, выравнивается. Следует дождаться полного высыхания. После этого получаются рельефные узорные элементы под натуральный камень или кирпич, которые модно использовать для мощения садовых дорожек, беседок и т.д.
    • В чем преимущество таких форм для тротуарной плитки кирпич: готовое изделие по себестоимости получается в разы дешевле аналога, изготовленного производственным способом. Так, цена тротуарного кирпича европейских производителей варьируется от 800 руб. до 1500 руб./м2. Один раз придется заплатить за матричную форму, но использовать ее можно многократно. При точном соблюдении всех указанных пропорций для приготовления раствора, тротуарная плитка собственного изготовления по качеству ничем не будет отличаться от заводской и прослужит до десяти лет.
    • Кстати, с помощью этого новшества в области строительства многие уже открыли свой собственный малый бизнес и успешно развивают его. Неважно, какой вариант выбран – высококачественный клинкерный кирпич от известного европейского производителя, или тротуарная плитка собственного изготовления по пластиковым трафаретом. Всегда важнее соблюдение всех технологий и грамотное применение, иначе будет испорчен даже самый красивый участок, а покрытие прослужит максимум два года.

    Руководство по монтажу тротуарной плитки кирпичиком

    Укладка тротуарного покрытия из ФЭМ не представляет особой сложности. Можно посмотреть, как уложить брусчатку своими руками по видео, но о некоторых нюансах технологии лучше прочесть, тем более, если речь идет о прямоугольных элементах. Они просты с виду, но богаты на возможности создания разнообразных узоров.

    Что важно знать до начала работ?

    Тротуарная плитка Кирпичик получила название по своей форме и пропорциями, напоминающими обычный кирпич. Толщина ее колеблется для различных моделей от 4-5 см до 8. Тонкие пластины служат для садовых дорожек. Более толстые используют в местах с высокой нагрузкой, например, для подъездов к магазинам. Обычной кладкой можно выполнить не только ровную без изысков стену, но и круглую заводскую трубу, и вычурные элементы фасадов.

    Самые распространенные схемы:

    • Рядовая. Ровное заполнение площади без пересечения швов.
    • Со сдвигом швов. То же самое, но швы между камнями в рядах сдвинуты на половину, на треть или на четверть длины.
    • Елочкой. Кирпичики будут уложены зигзагами, при этом общий узор напоминает детские рисунки елок.
    • Блоками. Размещают парами, каждая из которых повернута по отношению к соседним под прямым углом. Эта кладка может выполняться в нескольких вариантах. К примеру, поворачивать пару плиток не каждый раз, а через две или три.
    • Монтаж плитки прямоугольными спиралями.
    • Мощение с чередованием продольных и поперечных рядов. Тут тоже возможны модификации, к примеру, менять количество рядов, сдваивать их.

    Выпускают доборные элементы в виде квадратных камней размером в половину длины обычной пластины. Предварительно нужно продумать и начертить схему покрытия. Сделать это крайне желательно в масштабе, с учетом всех существующих на участке строений и конструкций, чтобы по возможности избежать прирезки и подгонки кусочками.

    Для работы потребуются:

    • бордюрные камни;
    • ступени и подступенки;
    • блоки водостока;
    • специальные фигурные элементы для примыкания к существующим сооружениям.

    Понадобятся также песок, щебенка, геоткань, цемент для сухой смеси или раствора.

    Нюансы укладки

    Брусчатку по типу кирпичика легко уложить, но только если основание заранее хорошо выровнено и утрамбовано. В процессе эксплуатации брусчатка испытывает немалую нагрузку от веса пешеходов и автомобилей. Сверху и под нее льется вода от дождя и тающего снега. Чтобы камень лежал ровно, не проседал, не перекашивался, ему нужна прочная и надежная опора. Если мы меняем ранее уложенное покрытие, к примеру, асфальт, то с этим проблем не возникает. Но при монтаже «с нуля» качественная подготовка необходима.

    Начинаем с земляных работ: снимем верхний слой рыхлого грунта, насыщенного корнями. Получится неглубокая, но широкая канава, строители называют ее «корыто». Если плотность почвы недостаточна, уплотняем дно траншеи щебнем. Сверху размещаем выравнивающий слой песка и геоткани типа «дорнит». На нужный уровень выводим высоту основы песком, а если нужен большой пласт, то технология требует сначала класть щебень. Хорошо уплотняем, выравниваем, придаем необходимый наклон. После этого переходим к укладке тротуарной облицовки.

    Иногда наряду с плиткой предполагается встраивать светящиеся элементы и другие приспособления. В этом случае для электрических коммуникаций используем пластиковые трубы. Уложить их желательно с минимальным количеством поворотов, при необходимости проводку можно будет легко заменить.

    • приспособления для разбивки и разметки: колышки, шнурка, гидроуровень или нивелир, угольник;
    • небольшая кувалда, ножницы, топорик;
    • лопаты;
    • носилки или тачка для перемещения песка или щебня по площадке;
    • пара ведер для подсыпки небольших количеств песка при выравнивании;
    • рейка (правило) длиной 2-2,5 метра;
    • трамбовка ручная или механическая в зависимости от площади мощения.

    Если укладку ведем не на песок, а так называемую «гарцовку» (сухую смесь цемента и песка в пропорциях 1:5-6), нужна емкость для замешивания или бетономешалка.

    Набор оснастки в дополнение:

    • Для прирезки, без которой редко обходится работа, запасемся «болгаркой» с алмазным диском. Если замащивать предстоит большую площадь, лучше иметь стационарный станок с подачей воды к месту реза.
    • Резиновый молоток для осаживания элементов.
    • Пузырьковый строительный уровень.
    • Мастерок для укладки раствора. Понадобится, если необходим монтаж бордюров, ступенек, для заделки стыков, примыканий.
    • Обычный молоток.

    Технология мощения по шагам своими руками

    Завозим плитку, аккуратно сгружаем на площадке. Желательно заранее уложить материал небольшими партиями вдоль всего места работ, отсортировать по цвету. Кирпичики размещают по выбранному типу узора согласно схеме, слегка пристукивая резиновым молотком. Работы ведем с уже уложенной поверхности. По основанию без особой нужды лучше не ходить, чтобы не испортить.

    1. Мощение выполняем, двигаясь от здания к месту примыкания нашей дорожки (площадки) к уже существующим проходам или проездам.

    2. В процессе постоянно контролируем плоскость уровнем. Бордюрные камни и водоотводы для надежности лучше класть на цементный раствор.

    3. Просыпаем швы. Это можно делать песком, а лучше сухой смесью песка с цементом. Компоненты засыпки предварительно просеиваем через штукатурное сито. Состав рассыпаем по поверхности и сметаем веником или щеткой, пока швы не окажутся заполнены.

    4. Особое внимание нужно уделить местам перепадов уровня. При необходимости в этих узлах основание усиливаем щебнем, проливая его цементным раствором.

    По уложенной поверхности сразу разрешается передвигаться. Если засыпалась сухая смесь, и покрытие проливается водой, лучше дать ему пару дней выстояться, избегая сильных нагрузок.

    1. Поскольку процесс происходит под открытым небом, позаботьтесь и о защите от солнечных лучей. Руки от мелких травм предохраняйте матерчатыми перчатками.
    2. Случайно уронив даже один кирпичик, можно серьезно травмировать пальцы ног. Поэтому даже если на улице жарко, лучше надеть прочные туфли.
    3. Образуется большое количество пыли при резке плитки, засыпке швов, приготовлении сухой смеси. Все эти процессы необходимо выполнять, надев респиратор «лепесток» для защиты органов дыхания.

    Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки

    Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.

    Содержание

    Подготовительный этап

    Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.

    Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».

    Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:

    • Определяется геология участка: пучинистость и несущая способность грунта, глубина промерзания, высота грунтовых вод. По результатам подбирается оптимальный конструктив мощения (глубина заложения, состав пирога).
    • Определяется нагрузка: толщина плитки, глубина заложения основания и состав слоев подготовки зависит от проходимости и предполагаемой нагрузки.
    • Выполняется разметка мощения согласно проекту, для расчета количества расходников: квадратуры плитки с припуском 5 % на обрезки, объема щебня и песка, количество геотекстиля.
    • Выполняются расчеты количества расходников для мощения, а также сопутствующих элементов: бордюры, лотки ливневой канализации и др.

    ​Нюансы устройства основания под мощение

    Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:

    • На проницаемое основание – послойная «подушка» из песка и щебня с геотекстилем для разделения слоев.
    • На непроницаемое основание – армированная бетонная подготовка.
    Читать еще:  Как реанимировать кирпич леново

    В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.

    Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.

    Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.

    На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.

    Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.

    Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.

    Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.

    Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.

    Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебняпеска или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?

    Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.

    Устройство проницаемого основания под мощение плиткой

    При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».

    У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:

    • почему бы действительно не положить на сеяный песок 10-20 см. – это и защищает от вспучивания, и дренаж, и плитка не должна играть, так как песок утрамбован, а по бокам – бордюр?
    • по идее, если класть просто на ПГС, то на гравии плитка будет играть;
    • для чего ПЦС – неужели для схватывания плитки, есть отзывы на форуме, что и просто песка достаточно, для чего переплачивать? ПЦС со временем не разрушается?

    Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?

    Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.

    Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.

    ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.

    При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.

    Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:

    • Выдерживать уклон от 0,5 см/1 м поверхности при устройстве каждого слоя.
    • Выполнять тщательную трамбовку каждого слоя основания с применением виброплиты, финишный слой (плитка) трамбуется виброплитой с резиновым амортизирующим покрытием, толщиной от 1 см.

    Укладка вибропрессованной тротуарной плитки

    Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.

    Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.

    • Плитка укладывается по направлению от себя, от бордюра или края, начиная от нижней точки, к высокой.
    • Основная масса коллекций предполагают наличие на каждой плитке шовообразователей (русты), обеспечивающих ровный шов между элементами.
    • При мощении плиткой из серии Color Mix камни используют одновременно из нескольких поддонов.
    • В процессе укладки необходимо контролировать плоскость – с этой целью используют как простейший строительный уровень и шнурку на колышках, так и высокотехнологичные лазерные нивелиры. Для подравнивания применяют резиновые киянки.

    • Швы после укладки просыпают мытым, или кварцевым песком, чередуя засыпку с уплотнением до полного заполнения.
    • Для окончательного выравнивания после укладки используют виброплиту с резиновым амортизатором (до 200 кг, до 20 кН). Если площадь мощения небольшая, можно обойтись увесистой резиновой киянкой. Также виброплиту на киянку стоит заменить при выборе плитки без фасок, чтобы избежать возможного повреждения кромок.

    Подводим итоги

    Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.

    Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector