Кирпич брошенный дзюбой стукнул жилина по голове
Кирпич брошенный дзюбой стукнул жилина по голове
Житье им стало совсем дурное. Колодки не снимали и не выпускали на вольный свет. Кидали им туда тесто непеченое, как собакам, да в кувшине воду спускали. Вонь в яме, духота, мокрота. Костылин совсем разболелся, распух, и ломота во всем теле стала; и всё стонет или спит. И Жилин приуныл, видит — дело плохо. И не знает, как выдраться.
Начал он было подкапываться, да землю некуда кидать; увидал хозяин, пригрозил убить.
Сидит он раз в яме на корточках, думает об вольном житье, и скучно ему. Вдруг прямо ему на коленки лепешка упала, другая, и черешни посыпались.
Поглядел кверху, а там Дина. Поглядела на него, посмеялась и убежала. Жилин и думает: «не поможет ли Дина?»
Расчистил он в яме местечко, наковырял глины, стал лепить кукол. Наделал людей, лошадей, собак, думает: «как придет Дина, брошу ей».
Только на другой день нет Дины. А слышит Жилин — затопали лошади, проехали какие-то, и собрались татары у мечети, спорят, кричат и поминают про русских. И слышит голос старика. Хорошенько не разобрал он, а догадывается, что русские близко подошли, и боятся татары, как бы в аул не зашли, и не знают, что с пленными делать.
Поговорили и ушли. Вдруг слышит — зашуршало что-то наверху. Видит: Дина присела на корточки, коленки выше головы торчат, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки; вынула из рукава две сырные лепешки, бросила ему. Жилин взял и говорит:
— Что давно не бывала? А я тебе игрушек наделал. На вот! — Стал ей швырять по одной. А она головой мотает, не смотрит.
— Не надо, — говорит. Помолчала, посидела и говорит: — Иван! тебя убить хотят. — Сама себе рукой на шею показывает.
— Кто убить хочет?
— Отец, ему старики велят. А мне тебя жалко.
Жилин и говорит:
— А коли тебе меня жалко, так ты мне палку длинную принеси.
Она головой мотает, — что «нельзя». Он сложил руки, молится ей:
— Дина, пожалуйста! Динушка, принеси!
— Нельзя, — говорит, — увидят, все дома, — и ушла.
Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Всё поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Мулла прокричал, затихло всё. Стал уже Жилин дремать, думает: «побоится девка».
Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается.
Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.
Поглядел вверх, — звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» а сама руками у лица всё машет, — что «тише, мол».
— Что? — говорит Жилин.
— Уехали все, только двое дома.
Жилин и говорит:
— Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.
Костылин и слушать не хочет.
— Нет, — говорит, — уж мне видно отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться нет сил?
— Ну, так прощай, — не поминай лихом. — Поцеловался с Костылиным.
Ухватился за шест, велел Дине держать, полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх.
Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеется.
Взял Жилин шест и говорит:
— Снеси на место, Дина, а то хватятся, — прибьют тебя.
Потащила она шест, а Жилин под гору пошел. Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки выворачивать.
А замок крепкий, — никак не собьет, да и неловко. Слышит, бежит кто-то с горы, легко попрыгивает. Думает: «верно, опять Дина». Прибежала Дина, взяла камень и говорит:
Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала. Принялся опять Жилин за замок, а Дина села подле него на корточках, за плечо его держит. Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось, месяц встает. «Ну, — думает, — до месяца надо лощину пройти, до лесу добраться». Поднялся, бросил камень. Хоть в колодке, — да надо идти.
— Прощай, — говорит, — Динушка. Век тебя помнить буду.
Ухватилась за него Дина: шарит по нем руками, ищет — куда бы лепешки ему засунуть. Взял он лепешки.
— Спасибо, — говорит, — умница. Кто тебе без меня кукол делать будет? — И погладил ее по голове.
Как заплачет Дина, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте слышно — монисты в косе по спине побрякивают.
Перекрестился Жилин, подхватил рукой замок на колодке, чтобы не бренчал, пошел по дороге, — ногу волочит, а сам всё на зарево поглядывает, где месяц встает.
Дорогу он узнал. Прямиком идти верст восемь. Только бы до лесу дойти прежде, чем месяц совсем выйдет. Перешел он речку, — побелел уже свет за горой. Пошел лощиной, идет, сам поглядывает: не видать еще месяца. Уж зарево посветлело и с одной стороны лощины всё светлее, светлее становится. Ползет под гору тень, всё к нему приближается.
Идет Жилин, всё тени держится. Он спешит, а месяц еще скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор, — бело, светло совсем, как днем. На деревах все листочки видны. Тихо, светло по горам, как вымерло всё. Только слышно внизу речка журчит.
Дошел до лесу — никто не попался. Выбрал Жилин местечко в лесу потемнее, сел отдыхать.
Отдохнул, лепешку съел. Нашел камень, принялся опять колодку сбивать. Все руки избил, а не сбил. Поднялся, пошел по дороге. Прошел с версту, выбился из сил, — ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, — думает, — буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, — лягу в лесу, переднюю, а ночью опять пойду».
Всю ночь шел. Только попались два татарина верхами, да Жилин издалека их услыхал, схоронился за дерево.
Уж стал месяц бледнеть, роса пала, близко к свету, а Жилин до края леса не дошел. «Ну, — думает, — еще тридцать шагов пройду, сверну в лес и сяду». Прошел тридцать шагов, видит — лес кончается. Вышел на край — совсем светло, как на ладонке перед ним степь и крепость, и налево, близехонько под горой, огни горят, тухнут, дым стелется и люди у костров.
Вгляделся — видит: ружья блестят, казаки, солдаты.
Обрадовался Жилин, собрался с последними силами, пошел под гору. А сам думает: «избави бог, тут, в чистом поле увидит конный татарин; хоть близко, а не уйдешь».
Только подумал — глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, — пустились к нему.
Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим:
— Братцы! выручай! братцы!
Услыхали наши, — выскочили казаки верховые. Пустились к нему — на перерез татарам.
Казакам далеко, а татарам близко. Да уж и Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит:
— Братцы! братцы! братцы!
Казаков человек пятнадцать было.
Испугались татары, — не доезжаючи, стали останавливаться. И подбежал Жилин к казакам.
Окружили его казаки, спрашивают: «кто он, что за человек, откуда?»
А Жилин сам себя не помнит, плачет и приговаривает:
Выбежали солдаты, обступили Жилина; кто ему хлеба, кто каши, кто водки, кто шинелью прикрывает, кто колодку разбивает.
Узнали его офицеры, повезли в крепость. Обрадовались солдаты, товарищи собрались к Жилину.
Рассказал Жилин, как с ним всё дело было и говорит:
— Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя.
И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.
Ивакина Н.Н. Языковая подготовка юристов
Правоведение. -1985. — № 1. — С. 48 — 51
Ивакина Н.Н. — преподаватель Красноярского государственного университета
Жизнь современного вуза, его учебные планы и программы направлены на то, чтобы готовить специалистов, обладающих высокой культурой, широкой эрудицией. Среди изучаемых дисциплин есть одна, основами которой должен владеть каждый культурный человек и юрист особенно, — это современный русский литературный язык. Слово — основное оружие, строительный материал в любой сфере профессиональной деятельности юриста. Лекции на правовые темы, речи государственного обвинителя и адвоката в судебном процессе, оглашаемые обвинительные заключения, судебные решения и приговоры оказывают воспитательное воздействие на присутствующих. Поэтому ко всем следственным и судебным процессуальным документам, устным выступлениям юриста предъявляются высокие требования не только с точки зрения их политической выдержанности и юридической грамотности, но и с языковой стороны.
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (ст. 312) требует составлять приговор в ясных и понятных выражениях. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 июня 1969 г. «О судебном приговоре» отмечается, что «отдельные суды не придают серьезного значения тому, что приговор должен быть написан ясно и понятно»1. Эти требования распространяются и на документы, составляемые следователем.
Однако советская юриспруденция располагает пока незначительным количеством работ о языковом мастерстве судебных ораторов, о языке правовых актов. В основном это написанные юристами журнальные статьи, в которых разговор о языке сводится к общим рассуждениям о его доходчивости. Мало внимания уделяется вопросам языка и в пособиях по составлению процессуальных актов. Например, в сборнике «Процессуальные акты предварительного расследования» 2 допускаются разночтения в оформлении такого важного документа, как обвинительное заключение: и) «Обвинительное заключение по делу (№ 39) Мичуриной Нины Федоровны и Скворцовой Людмилы Ивановны, обвиняемых в преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 92 и ч. 2 ст. 156 УК РСФСР (с. 201)»; 2) «Обвинительное заключение по делу 73/83 по обвинению Хайруллина Шакира в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 147 и ч. 2 ст. 145 УК РСФСР (с. 213)». Возникает вопрос: обвинительное заключение по делу или по обвинению? Единственно правильным является первый вариант, выбор которого диктуется самим названием документа, составленного после окончания предварительного расследования по конкретному уголовному делу и содержащего определенные выводы (заключение) по обвинению лица, совершившего преступление (обвинительное). Повторение однокоренных слов «обвинительное» и «по обвинению» неверно по содержанию и ведет к речевой ошибке — тавтологии.
В результате невнимательного отношения к языку в юридической практике появляются уродливые штампы, искажающие нередко назначение Уголовного кодекса РСФСР, например: «Обвинительное заключение по обвинению Синякова Ивана Михайловича по ч. 2 ст. 206 УК РСФСР» (Уголовный кодекс не обвиняет, а предусматривает ответственность за преступления).
Язык процессуальных актов, как и язык законов, требует точности и не допускает кривотолков.3 Большую помощь юристам могут и должны оказать филологи.4 Обучение будущих юристов культуре письменной к устной речи — задача выспей школы. В последние годы накоплен определенный опыт в этом отношении. Наметились две основные формы: 1) введение современного русского литературного лыка на I курсе (в Красноярском, Куйбышевском университетах), 2) чтение спецресурсов «Судебная речь», «Искусство судебной речи», «Культура судебной речи», судебное ораторское искусство», «Культура речи юриста» (в Куйбышевском, Воронежском, Рижском, Красноярском, Ижевском, Омском, Казанском университетах), разработкой которых занимаются не только юристы, но и филологи.
Однако данные курсы не имеют общей, единой цели. Так, цель спецкурса «Судебное ораторское искусство» — познакомить студентов с историей, основами, особенностями судебного красноречия; спецкурса «Судебная речь» — обучить произносить в судебном заседании содержательные, аргументированные, юридически обоснованные речи.5 Таким образом, главное внимание обращается на устную речь юриста, лишь в немногих спецкурсах («Искусство судебной речи» и «Культура речи юриста»6) рассматриваются вопросы культуры письменной речи. Между тем студенты время производственной практики и в первые годы самостоятельной работы испытывают затруднения в составлении процессуальных актов, особенно по гражданам делам.
Курс современного русского литературного языка следует наряду с юридически дисциплинами включить в учебные планы юридических факультетов. К сожалело, типовой программы по курсу современного русского литературного языка для юридических факультетов нет, количество часов, отведенных на его изучение, различно (например, в Куйбышевском университете 64 часа, в Красноярском—100) и единого мнения о том, какие разделы русского языка включить в программу, на учить студентов юристов: дать ли теоретические знания или оказать практикую помощь, подготовить к будущей работе.
В Красноярском государственном университете с 1971 г. читается курс современно русского языка (практическая стилистика). Его цель — сформировать у студент понимание значения языковой культуры для юриста, помочь в овладении нормами .ременного русского литературного языка, научить применять полученные знания на этике.
Язык права специфичен: многие слова (например, возбуждение, дача, деятель, квалификация, производство, эпизод и др.) имеют отличающееся от общеупотребительного значение; своеобразны лексическая сочетаемость (преступная деятельность, совершить преступление, дача взятки), управление (увольнение от должности), порядок слов (занятие врачеванием лицом)7 и др. Однако юридический язык является стилевой разновидностью литературного языка и подчиняется его законам.
На первом занятии выясняется роль русского языка в межнациональном общении народов СССР, в мировом общении, подчеркивается значение языка в профессиональной деятельности юристов, устанавливается связь языка и права, роль стилистики в работе криминалистов, приводятся высказывания дореволюционных судебных ораторов о необходимости знания норм литературного языка. На последующих занятиях прослеживается функционирование изучаемых языковых явлений в языке права, в письменной и устной формах юридической речи.
Будущим юристам важны прежде всего навыки составления процессуальных документов. Поэтому материалом для упражнений на практических занятиях па лексикологии8 и практической стилистике служат нормативные акты, на которых студенты наблюдают особенности языка права, и процессуальные акты, анализ которых помогает отмечать речевые, стилистические ошибки и устранять их.9 Стилистической правке придается большое значение, так как на отрицательных примерах можно нагляднее выявить нарушения механизма построения речи.
Важную роль в овладении нормами современного русского литературного языка, в умении аргументированно, точно, экспрессивно выражать мысли играют чтение и анализ судебных речей известных русских и советских юристов. На примерах речей А. Ф. Кони, П. А. Александрова, Н. Ф. Плевако, С. А. Андреевского, В. И. Царева, Я. С. Киселева, В. С. Россельса студенты познают функции синонимов и способы их использования, парономазию, эмоционально окрашенную лексику и др. Прослушивание устных речей прокурора и адвоката в судебных прениях и их анализ помогают уяснить различия между устной и письменной формами речи.
Для примера приведем план занятия по теме «Параллельные синтаксические конструкции».
Теоретическая часть
Что такое параллельные синтаксические конструкции? Назовите их. Дайте общую характеристику (Что общего между ними? Какие различия? В каких речевых стилях используется каждая конструкция? Какие качества придают речи причастные, деепричастные обороты?).
Каких ошибок следует избегать при использовании параллельных синтаксических конструкций: а) причастий; б) деепричастных оборотов; в) придаточных предложений; г) конструкций с отглагольными существительными? Практическая часть.
Сообщения студентов
Использование параллельных синтаксических конструкций в языке права: а) в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РСФСР; б) в Гражданском и Гражданско-процессуальном кодексах РСФСР; в) в актах предварительного расследования; г) в актах судебного производства; д) в речах советских судебных ораторов.
Ошибки, встречающиеся в процессуальных юридических актах: а) в обвинительных заключениях; б) в приговорах и речах красноярских судебных ораторов.
Проверка домашнего задания (определите стилистические недочеты, устраните их).10
Стилистическая правка
Укажите ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте фразы. Определите, какая из параллельных синтаксических конструкций наиболее приемлема в каждом случае и почему.
Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство.
2. Пришедший ранее Литвинов спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздействовал на потерпевших.
3. Хищение совершено подсудимым путем выдавливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно.
4. Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера.
5. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и наблюдал факты совершения хищения продуктов в магазине напротив.
6. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления.
7. Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия.
8. Приобщенные материалы требуют дополнительного расследования.
9. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления.
10. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить.
11. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом.
12. Груз, отправляющийся со станции Красноярск, должен быть доставлен на станцию Чернореченская.
13. Свидетели, которые были вызваны в суд, дали показания, которые подтверждают вину подсудимого, которую вменяют ему органы предварительного расследования.
Стилистический диктант
1. Чайкина, схватив лопату, стоящую во дворе, и ей нанесла удар по голове Елюарьеву, пытавшему прекратить скандал, потом, забежав в комнату, забралась под стол, на котором стояла приготовленная посуда. Включенных лиц необходимо вызвать для дачи показаний.
Курс представляет собой систему целенаправленных занятий, в результате которых студенты учатся чувствовать экспрессивно-стилистическую окраску слова, обоснованно выбирать нужные слова, формы частей речи и синтаксические конструкции для грамотного выражения мысли, работать с толковым словарем.
Программа и формы работы по русскому языку на юридическом факультете Красноярского университета определяются многолетними наблюдениями над процессуальными документами и речами судебных ораторов. Мы далеки от мысли, что опыт нашего университета совершенен. Однако проделанная работа приносит свои плоды.
Целесообразно на уровне Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР решить вопрос о составлении единой типовой программы и учебников по курсу современного русского литературного языка для юридических факультетов.
Русский язык желательно изучать на III курсе, параллельно с основными юридическими дисциплинами — уголовным и гражданским процессами.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Бюллетень Верховного Суда ССССР, 1969, №4, с.9
2. Процессуальные акты предварительного образцы). М., 1978
3. Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957, с. 119.
4. В качестве примера сошлемся на написанную юристами и филологами работу Зубарев В. С., Крысин Л. П., Статкус В. Ф. Язык и стиль обвинитель заключения. М., 1976; Губаева Т. В. Грамматико-стилистические особенности процессуальных актов: Автореф. канд. дисс. Казань, 1984
5. Макарова З. В. Преподавание спецкурса «Судебная речь». — Правоведение, Г. № 1
6. Спецкурс «Культура речи юриста», читаемый в Красноярском университете студентам .V курса, базируясь на уголовном и гражданском процессах, имеет целью наказание практической помощи при составлении процессуальных документов, подготовке судебных речей
7. Ивакина Н. Н. Совмещение элементов научной и официально-деловой речи синтаксисе юридического документа. — В кн.: Язык и стиль научного изложения: Лингвистические исследования. М., 1983
8. Точнее было бы назвать этот курс лексической стилистикой
9. На практических занятиях используются также материалы разделов «Филькина грамота» («Советская милиция»), «Зигзаги стиля» («Советская юстиция»), «Не только смеха ради» («Социалистическая законность»)
10. Перед каждым занятием студентам выдаются тексты упражнений, составленные по материалам процессуальных актов
Тема 15. Речевые и стилистические аспекты моделирования письменной судебной речи
1. Редактирование и стилистическая правка современных судебных документов.
2. Недостатки в оформлении документов.
3. Грамматические и стилистические ошибки.
4. Трудные случаи орфографии. Трудные случаи пунктуации.
Практическая часть
Задание 1. Подчеркнутые словосочетания и предложения замените речевыми формулами, употребляемыми в процессуальных документах.
1. Ревизоры обнаружили, что в магазине недостает много товаров. 2. Следователь предупредил свидетеля, что он несет ответственность, если показания будут заведомо ложными. 3. Это заявление было показано понятым и затем отобрано следователем для приложения к уголовному делу обвиняемой Васиной О.В. 4. Гражданин К. задержан, так как подозревается в том, что совершил преступление. 5. Когда был в г. Энске, Алешин В.П. 28 сентября 2000 г. встретился со знакомым Афониным В.Ф., с которым вместе сидел, и около ларька пырнул его ножом в живот. 6. Чтобы установить преступников и предупредить посягательства на мою жизнь, прошу организовать прослушивание моего домашнего телефона № 48-67-80.
Задание 2. Укажите ошибки в использовании параллельных синтаксических конструкций, исправьте фразы. Определите, какая из параллельных синтаксических конструкций наиболее приемлема в каждом случае и почему.
1. Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство.
2. Пришедший ранее Литвинов спрятался в встроенный шкаф, откуда неожиданно воздействовал на потерпевших.
3. Хищение совершено подсудимым путем выдавливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно.
4. Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера.
5. Фетисов, будучи пенсионером, проводил утро на балконе и наблюдал факты совершения хищения продуктов в магазине напротив.
6. На следствии Петров дал показания о сообщниках, участвующих в совершении преступления.
7. Стремясь выгородить сообщников, его показания содержат противоречия.
8. Приобщенные материалы требуют дополнительного расследования. 9. Давая показания, ему пришлось рассказать обо всех обстоятельствах совершения преступления.
10. Данные показания на предварительном следствии необходимо проверить.
11. Материалы дела рассматривались экспертами, не завершившись никаким определенным выводом.
12. Груз, отправляющийся со станции Красноярск, должен быть доставлен на станцию Чернореченская.
13. Свидетели, которые были вызваны в суд, дали показания, которые подтверждают вину подсудимого, которую вменяют ему органы предварительного расследования.
14. На допросе Иванов показал, что вместе с Петровым мы после работы всегда заходим в магазин и берем бутылку водки; Во время второго допроса обвиняемый изменил свои первоначальные показания и утверждал, что Сергеева я не знаю, никаких дел с ним не имел и на дискотеке мы с ним вместе не были.
Задание 3. Проанализируйте ошибки, допущенные в различных видах документов. Исправьте их – изложите предложения современным деловым языком.
1) Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 2) Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрязненность и затараканенность бытовых помещений. 3) Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык-производитель бодал пастуха Аносова Н.Д. 4) Каждое помещение для бань должно содержать в себе следующие помещения: раздевальню, комнату для мытья, а также может быть и комната для паренья. Все они должны находиться в неразрывной друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены на одном этаже. 5) За прошедшие сутки в городе П. зафиксировано: один пожар, одно ДТП, одно ограбление, одно изнасилование. Пострадавший находится в городской травматологической больнице. 6) Вернувшись из командировки, гражданин Волков обнаружил у себя в ванной голого соседа, после чего пытался покончить его жизнь фальшивым самоубийством. 7) Выпив две бутылки водки, я возомнил о себе, чем и объясняются все последующие происшествия. 8) Случайно разбив машину гражданина Славко, я подошел и попытался успокоить его. Сказал, что жизнь на этом не заканчивается. Чтобы скрасить утрату, предложил ему жевательной резинки, похлопал его по плечу (я не знал, что оно у него сломанное), а Славко рассердился и, наоборот, ударил меня по голове в район волос. 9) На вашу жалобу от 26 декабря 2004 года сообщаю, что водитель автомашины ЕК 345 Е за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил дорожного движения. 10) Я прыгнул с моста ввиду бессмысленности в тот момент жизни. 110 тысяч рублей компенсации за 2 часа работы катера и спасателей выплатить обязуюсь, за что очень благодарен, потому что теперь мне есть ради чего жить года два.
Задание 4. Замените прямую речь косвенной.
1. Антонов А.В. сообщил о совершенном им преступлении: «Я не работаю с 25 мая 2005 г., так как из магазина «Океан», где работал грузчиком, был уволен за систематическое употребление спиртных напитков. Живу на иждивении жены Антоновой К.И. 10 декабря 2005 г. в 17 ч. я решил зайти домой к своему знакомому Сидоркину И.И. по адресу: г. Норильск, ул. Матросова, д. 2, кв. 12, и занять денег на приобретение спиртных напитков. Дома у Сидоркина никого не было. Я был в возбужденном состоянии и сильно ударил в дверь ногой. Видимо замок в двери был не полностью заперт, так как дверь открылась. Войдя в квартиру, я быстро взял видеомагнитофон «Самсунг», стоявший на столе в зале, обернул его покрывалом с кресла и ушел из квартиры. Затем на стоянке такси у магазина «Мебель» я продал похищенный видеомагнитофон за 1900 рублей незнакомому водителю автомашины «Волга – ГАЗ – 2410» белого цвета…». 2. По окончании ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемый Хромов П.С. на вопрос следователя, ходатайствует ли он о дополнении следствия и о чем именно, заявил: «С материалами уголовного дела ознакомился в полном объеме, во времени ограничен не был, дополнений и каких-либо ходатайств к предварительному следствию не имею».
Задание 5. Сделайте запись в протоколе допроса:
1. Например, подозреваемая на допросе говорит: Это … ну … директор вызвал меня к себе и попросил оформить троих людей, это … ну … грузчиков не хватает. Ну … мне так и предложил – ну оформи вот. Я бы, может, никогда не догадалась, что вот, мол, оформи отца, брата, он просто намекнул . ну . так сделать. Я оформила. И, в общем, попросил оформить троих людей для покрытия недостачи у Васина.
2. Я до этого всю ночь не спала, у меня температура ночью была, всю ночь температура.
Это было 4-го вечером?
Да … Температура … Простыла, может.
К врачу обращались?
Нет, думала, что пройдет.
3. Например, допрашиваемый несовершеннолетний свидетель говорит: «Там я живу с мамой, …».
Сын умершего от ковида ветерана вскрыл пакет с телом отца, вдова усопшего сняла это на видео
На видеозаписи, обнародовать которую мы не можем по причине ее шокирующего содержания, видно: родственники умершего от коронавируса 95-летнего ветерана Великой Отечественной войны Виктора Ногина вскрыли пакет и сняли на телефон обнаженного усопшего крупным планом.
Сын ветерана: «Я едва не потерял разум»
Как пояснил сын ветерана Василий Ногин, пока везли тело отца из Кирова, у него возникло непреодолимое желание в последний раз увидеть родителя и проститься с ним. Даже несмотря на строгий запрет вскрывать домовину, заколоченную по бокам четырьмя гвоздями.
«Я велел истопить баню и сам, так как ковида больше не боялся, ведь уже переболел (проходил лечение вместе с отцом — ред.), вскрыл крышку. И то, что увидел, едва не лишило меня разума. Внутри гроба, на подушке и покрывале, лежало нечто, засунутое в большой черный мешок, завязанный с обеих сторон. Внутри было голое тело в памперсе. На теле отца была кровь, которая густо запеклась», — сдерживая слезы, говорит Василий Ногин.
Следы на теле ветерана — доказательство интенсивной терапии
На записи, от просмотра которой содрогнется даже человек с крепкими нервами, слышно как негодует жена ветерана. Женщина снимает и комментирует внешний вид умершего: кровоподтеки, синяки на животе и руках, сползающая кожа. Следов вскрытия родственники не обнаружили.
В региональном минздраве пояснили: представленные на записи изменения на теле в виде синяков и кровоподтеков свидетельствуют об интенсивности проводимой терапии, в том числе антикоагулянтами. Они являются естественными посмертными изменениями. Отметим, что, по словам сына, он забрал из морга на улице Тихая,1 в Кирове тело отца через два дня после кончины.
Также чиновники рассказали, что ветеран находился на лечении от новой коронавирусной инфекции в считающимся ведущем инфекционном госпитале региона — в Кировской инфекционной больнице. Об этом говорит и сын ветерана, который проходил с ним лечение, но был выписан по причине выздоровления.
В ходе лечения пациенту Ногину-старшему была проведена комплексная противовирусная, антибактериальная терапия, гормонотерапия, проводилось лечение препаратами генной инженерии, проведен сеанс ультрагемодиафильтрации. Несмотря на усилия врачей, пациент скончался. По факту отсутствия следов вскрытия на теле умершего пожилого человека проводится проверка.
«Я проводил папу в больницу и долго уговаривал врачей разрешить мне находиться рядом. Я знал, что, когда он меня видит, ему становится легче. Но, если нельзя в реанимацию — значит, нельзя, тем более, что меня убедили в хорошем за ним уходе. Тем же вечером я успел на поезд и уехал домой», — рассказывает Василий Викторович.
Как отметили в инфекционной больнице, родственник действительно обращался с просьбой ухаживать за отцом. Учитывая тяжелое состояние пациента, данная возможность сыну была предоставлена, однако, тот отказался.
Кого накажут?
Как сообщили Newsler.ru в СУ СКР по Кировской области, по обстоятельствам, изложенным в материале, следователи СК уже проводят процессуальную проверку по результатам которой будет дана юридическая оценка действиям должностных лиц медицинского учреждения и принято процессуальное решение в соответствии с требованиями закона.
В тоже время, мы пообщались с несколькими односельчанами семьи Ногиных, знакомыми с ситуацией в семье. Выяснилось, что в 2019 году сын ветерана развелся со своей супругой. Ситуация вроде бы обыденная, но якобы следом женщина вышла замуж за отца своего бывшего избранника и превратилась из снохи ветерана — в его жену. А сейчас, соответственно, в вдову ветерана.
Статус вдовы ветерана дает женщине все те льготы и привилегии, что и самому участнику Великой отечественной войны, но не избавляет от ответственности за вскрытие гроба с умершим от особо опасной инфекции. К тому же, несмотря на шокирующую ситуацию, вряд ли ветеран Великой Отечественной войны хотел бы даже после своей смерти предстать таким образом.
Как нам пояснили, для погибших от коронавируса существуют специальные правила захоронения. Тела всех умерших от COVID-19 или имеющих подтверждённый диагноз на коронавирус помещаются в пластиковые пакеты, дезинфицируют снаружи и выдают в закрытом гробу без церемонии прощания. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, открывать гроб запрещается под личную ответственность получившего.