Seo-friends.ru

Большая стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда был придуман кирпич

История возникновения кирпича

Немногие строительные материалы могли бы соперничать по древности с глиной. Её освоение человеком продолжалось не одно тысячелетие. Возраст древнейших предметов из обожжённой глины, найденных в Словакии, на стоянке времён палеолита, составляет около 24 тысяч лет. Изделия из обожжённой глины обозначаются термином «керамика», а самым важным продуктом в гончарном деле является кирпич. В строительстве обожжённый кирпич применяется с древних времён. Тому примером египетские постройки, возведённые в третьем и втором тысячелетиях до н.э. Кирпич, как строительный материал, упоминается в Библии, и уже использовался во времена людей, расселивших Землю после Великого Потопа (Ветхий завет. Бытие. Гл. 11-3). Большое значение кирпич имел для зодчества Междуречья и Древнего Рима, где из него выкладывали арки, своды и другие сложные конструкции. В Египте и Месопотамии кирпич умели обжигать ещё за три тысячелетия до нашей эры. Постепенно сырцовый кирпич был вытеснен керамическим. Тому причиной — низкая водостойкость. Керамический кирпич был более надёжным и долговечным. Получается он путём обжига сырцового. По данным, оставленным Геродотом, во времена, когда Вавилоном правил царь Навуходоносор (VI век до н.э.), этот город был одним из самых больших и красивых в мире, что во многом обязывает керамическому кирпичу. В описании прообраза Вавилонской башни, семиярусного храма, Геродот отметил, что облицован храм был голубым глазурованным кирпичом. Город-государство Ур, расположенный в Междуречье, был обнесён стеной из необожжённых кирпичей, ширина которой была 27 метров. Ур был столицей Южной Месопотамии начала II тысячелетия до н. э. Своеобразную форму имел кирпич в Древнем Востоке. Он носил форму глиняных бутылок и был похож на современные буханки белого хлеба. Самой распространённой формой древнейшего кирпича являлся квадрат со сторонами 30-60 см и толщиной 3-9 см. Такие кирпичи использовались в Древней Греции и Византии, и назывались они плинфа, что в переводе с греческого означает «кирпич».

Появление в Х веке на древней Руси кирпича произошло благодаря византийской культуре. Массово его применять стали с конца столетия. Секрет производства кирпича привезли с собой византийские строители, приехавшие вместе со священниками, учёными и другими мастерами после крещения в 988 году. Десятинная церковь в Киеве стала первым кирпичным строением в древней Руси. Сооружение первых кирпичных домов в Москве было произведено в 1450 году, а первый кирпичный завод в России был построен в 1475 году. Прежде кирпич производился в основном при монастырях. Он применялся при перестройке Московского Кремля в 1485-1495 гг. Примером тому стало строительство кремлёвских стен и храмов, которое велось под руководством итальянских мастеров. В 1500 году кирпичный Кремль был возведён в Нижнем Новгороде, через 20 лет идентичный построили в Туле, а в 1424 году, в Московской области, был построен Новодевичий монастырь. Зодчие древней Руси широко использовали плинфу размером 40х40 см и 2,5-4 см в толщину. К примеру, строительство Софийского собора в Киеве происходило при использовании такой плинфы. Объясняет её форму и размеры простота формования, сушка и обжиг «тонких» кирпичей. Характерным признаком кладки из плинфы являются довольно толстые швы раствора с прослойками из природного камня после нескольких рядов кладки. Использовалась плинфа в России вплоть до XV в. Сменил её «аристотелев кирпич», схожий по размерам с современным аналогом. На протяжении веков форма и размеры кирпича постоянно менялись, но главным критерием всегда было удобство работы с ним каменщика, чтоб размер и сила руки были соизмеримы с кирпичом. Например, по российскому ГОСТу вес кирпича должен быть не более 4,3 кг. Стандарты современного кирпича были установлены в 1927 году и остаются таковыми до сих пор: 250х120х65 мм. Каждая из граней кирпича имеет своё название: наибольшая называется «постель», боковая длинная – «ложок», а наименьшая – «тычок». Оценка качества строительного материала при Петре I была очень строгой. Одним из самых простых способов проверки качества кирпича было свалить с телеги всю привезенную на стойку партию, и если разбивалось более трёх штук, то всю партию браковали.

А вот так выглядит производство кирпича в Танзании

Первым кирпичным петербуржским домом считаются палаты адмиралтейского советника Кикина. Построены они в 1707 году. Позже, в 1710 году, построили дом канцлера Г. П. Головина, на Троицкой площади. Затем дворец Царевны Натальи Алексеевны, которая была сестрой Петра I, сооружён в 1711. В 1712 году производилась постройка летнего и зимнего дворцов Петра I. С 1710 по 1727 гг. строился Меньшиковский дворец — первый крупный кирпичный дом в Петербурге. Дворец многократно перестраивался, но, тем не менее, первоначальный облик сохранил. Теперь он используется в качестве музея, является филиалом Государственного Эрмитажа.

Уже в XVIII веке для выявления бракоделов производителям велели клеймить свои кирпичи. В 1713 году по указу Петра I возле Санкт-Петербурга были построены новые кирпичные заводы. Каждому из их владельцев император дал задание произвести как можно больше кирпичей. Мастеров для работы собирали со всей России. Также по указу запрещалось строить каменные здания в других городах страны под угрозой отъёма имущества и отправки в ссылку. Этот пункт был написан специально для того, чтобы оставить без работы каменщиков и прочих мастеров, в расчете на то, что те сами придут застраивать Петербург. Всякий въезжавший в город должен был «заплатить» за проезд кирпичом, который он привёз с собой. Есть версия, что Кирпичный переулок так назван потому, что в месте его расположения был склад кирпичей, взятых за въезд в город.

Техника производства кирпича продолжала оставаться примитивной и трудоёмкой до XIX века. Формование кирпича производилось вручную, сушился он только летом, обжиг происходил в напольных печах-времянках, которые выкладывались из высушенного кирпича-сырца. Середина XIX столетия ознаменовалась началом активного развития кирпичной промышленности, в результате чего появились современные заводы, производящие кирпич нашего времени. Кирпич был и остаётся популярнейшим строительным материалом для различных конструкций, будь то простые заборы, роскошные виллы или многоэтажные здания. Благодаря разнообразию цветов и форм, строения из кирпича всегда имеют неповторимый облик. Удобство в работе, прочность и долговечность этого строительного материала ещё долго будут держать его в лидерах среди строительных материалов. Сегодня в мире выпускается более 15 000 сочетаний размеров, форм, фактур поверхности и цветов кирпича. Выпускаются полнотелый и пустотелый кирпичи, поризованные керамические камни с повышенными теплозащитными свойствами.

Когда был придуман кирпич

Из всех строительных материалов древнее кирпича только камень и дерево.
Раскопки в Месопотамии, Египте и других очагах цивилизации свидетельствуют, что из «глиняного камня» грандиозные сооружения возводили задолго до нашей эры.

Археологами были найдены кирпичи на Среднем Востоке, возраст которых может быть более 10 000 лет. Ученые высказали предположение, что эти кирпичи могли быть сделаны из глиняной массы, которая образовалась после затопления рекой близлежащих территорий. Глина и грязь формировались в кирпичи вручную и затем высыхали на солнце. Структура кирпичей показала, что масса для их изготовления делалась из глины и смолы в качестве основы.

Поначалу строители использовали необожженный кирпич. Этому помогало жаркое солнце, под лучами которого глина высыхала и становилась твердой, как камень. Обжиг в печах освоили древние египтяне несколько тысяч лет назад. На изображениях, сохранившихся со времен фараонов, можно увидеть, как получали кирпичи и как строили из них здания. Причем, надо сказать, что разница между той и нынешней стройкой не так уж и велика. Разве что правильность кладки стен древние египтяне проверяли треугольником, а кирпичи носили на коромыслах. Сам же принцип возведения зданий сохранился практически без изменений.

Самым древним типом кирпичей в западном полушарии считается такой тип кирпичей как саман. Саман изготавливался из известковой пористой глины с добавлением смолы, кварца и других минералов, а затем оставлялся сушиться на солнце. Известковую пористую глину можно обнаружить в сухих регионах по всему миру, но, в основном, она добывается в Центральной Америке, Мексике и юго-западных территориях Соединенных Штатов Америки. Пирамида Солнца была создана из самана древним племенем ацтеков в пятнадцатом веке и до сих пор остается не разрушенной.
В отличие от современного кирпича тот, древний, был квадратным и плоским (стороны 30-60 см, толщина всего 3-9 см).

Велико значение кирпича и в архитектуре Месопотамии и Древнего Рима, это особенно заметно на территории Древней Италии, где господствовали этруски. Они не только возводили свои храмы из сырцового кирпича, но и украшали их терракотовыми деталями. Кирпич в постройках того времени уже приобретает более привычную для нас продолговатую форму.

В Византии обожженный кирпич многие века был основным строительным материалом. Кладка выполнялась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку. Иногда ряды чередовались с каменными. Средневековые зодчие продвинулись значительно дальше своих «древних» предшественников и использовали не только конструкционные возможности кирпича, но и декоративные. Наряду с узорной кладкой широкое применение получило ее сочетание с терракотовыми и майоликовыми деталями.?

В конце X века с возрождением городов начали строить кирпичные жилые дома в два-три этажа с мастерскими и лавками внизу. Была придумана узорная кладка, часто использовали кирпич с фигурной поверхностью, покрытый прочной блестящей глазурью. Правда, стоило это немалых денег, и позволить себе такую роскошь могли лишь богатые заказчики — короли, монастыри, крупные феодалы.

Читать еще:  Чем сверлить печной кирпич

Европа благодарно впитывала в себя опыт народов и тысячелетий. На территории Германии кирпич дал название целому стилю в архитектуре — кирпичная готика господствовала здесь на протяжении XII — XVI веков.

На Руси кирпич узнали примерно в IV веке. Из него возводили стены крепостей, храмы, терема, клали печи. В XI-XII веках применяли тонкие, очень тяжелые плиты разных размеров — плинфы. А в XV веке появился кирпич, похожий на современный, — в форме бруска. Именно в это время и начался расцвет «кирпичного дела». В 1475 году в Москву из Италии был приглашен архитектор Аристотель Фиораванти для постройки Кремля. А начал он строить не сам Кремль, а фабрику с особой обжиговой печью. Скоро она стала давать отличный кирпич. В честь архитектора его прозвали «Аристотелев кирпич». Из такого «глиняного камня» были возведены также Новгородский и Казанский кремль, собор Василия Блаженного и многие другие выдающиеся сооружения.

При Петре 1 качество кирпича оценивалось очень строго. Привезенную на стройку партию кирпича просто сваливали с телеги: если при этом разбивалось более 3 штук, то вся партия браковалась.

ную, сушили только летом, обжигали в напольных печах-времянках, выложенных из высушенного кирпича-сырца. В середине 19 века были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, обусловившие переворот в технике производства кирпича. В это же время появились глинообрабатывающие машины бегуны, вяльцы, глиномялки. Первые машины для производства кирпичей работали на паровой тяге, а в качестве топлива для обжига кирпичей использовалось дерево или уголь. В наше время более 80% всего кирпича производят предприятия круглогодичного действия, среди которых имеются крупные механизированные заводы, производительностью свыше 200 млн. шт. в год.

Современные разработки позволили расширить ассортимент кирпича и довести этот строительный материал до совершенства по внешним и технико-технологическим параметрам. Используемый сегодня кирпич обладает всеми свойствами натурального камня, то есть, в первую очередь прочностью, водо- и морозостойкостью.

Морозостойкость — это параметр, указывающий, сколько раз кирпич выдержал испытание на замерзание и оттаивание (цикл) в испытательной термокамере. Обычно применяют следующую формулировку «морозостойкость не менее… (25-50) циклов».

Еще один параметр керамического кирпича — пустотность. В маркировке обычно указывают, полнотелый кирпич или эффективный, т.е. содержит ли его тело пустоты в виде сквозных отверстий различной формы. Наружные стены, выложенные из такого кирпича, теплее, чем стены из полнотелого, потому что пустоты в кирпиче уменьшают теплопроводность материала. Заметим, что на прочность кирпича пустотность совершенно не влияет! Но при строительстве печей эффективный кирпич использовать нельзя, годится только полнотелый.

Кирпичное производство достигло большого видового разнообразия продукта в зависимости от конечной цели его использования: пустотелый и покрытый специальными полимерами, колотый полнотелый и лицевой с рельефной поверхностью, кирпич, окрашенный в объеме и т.д. Многообразие вкупе с прочностными характеристиками сделало кирпич одним из лидеров в области возведения не только многоэтажных домов в городе, но и частных построек за его пределами. Сегодня все больше людей, стремящихся жить вдали от шума и суеты, выбирает в качестве материала для строительства собственного жилья именно кирпич. Это и понятно, ведь он наиболее долговечен и идеально держит тепло. Кроме того, кирпич — экологически чистый материал, соответствующий всем сегодняшним стандартам строительства.

Эволюционируя на протяжении тысячелетий, кирпич сохранил все свои достоинства. И в наше время, как в древности, когда кирпич изготавливали из илистого грунта с добавлением измельченной соломы, и позднее, когда сырьем для него стали легкоплавкие глины и суглинки, в которые подмешивали песок, древесные опилки, золу и другие минеральные компоненты, основой «кирпичного теста» являются глина, вода и песок.

Технический прогресс лишь усовершенствовал ценные природные свойства этого материала, сделав его тверже и прочнее.

Лицевой (облицовочный, фасадный, отделочный) кирпич обладает высоким качеством поверхности и четкой правильной геометрией. Кроме того, имеются многочисленный варианты поверхностей обработки кирпича (гладкая, волнистая, шероховатая, «под антик» и т.д.). Швы в такой кладке выполняются как на обычных, так и на цветных кладочных растворах. Использование фасадного кирпича позволяет создать самобытный архитектурный облик, гармонично сочетающийся с окраской кровли, окон, с пейзажем — окружающей средой. Заводы выпускают несколько типов облицовочного кирпича:
глазурованный (со стекловидным цветным слоем, образующимся при обжиге), имеет характерный блеск;
ангобированный (декоративный слой из специально подобранного декоративного глиняного состава);
двухслойный (равномерно обожженный слой цветной глины, наносимый на сырец (ложковая и тычковая грани)), имеет толщину около 3 -5 мм — офактуренный.

Как известно, внешний вид облицовочного кирпича с течением времени и под действием солнечного ультрафиолетового излучения постоянно улучшает свои свойства. Цвета становятся ярче, прочность увеличивается.

Есть определенный каминный кирпич — это тоже кирпич высокого качества, но поверхность его может быть не гладкой, а иметь рельефный, геометрически правильный рисунок. Следующий вид кирпича — фасонный, т.е. его форма — не параллелепипед. Он может быть угловой, полукруглый или П-образный. Этот облегчает работу каменщиков по возведению кирпичной кладки с овальными очертаниями, округленными углами, особыми решениями обрамлений окон, карнизов и т.п. При этом качество фасонного кирпича не хуже, чем у лицевого.

Мостовой и фасадный клинкерный кирпич, впервые полученный в Голландии ещё в начале XIX века, сегодня широко востребован во многих странах Европы. Рост коттеджного строительства и элитного жилья, наблюдаемый в последние годы в России, делает его необходимым строительным материалом и у нас.

Клинкерный кирпич рождается из союза четырёх стихий: земли, воды, огня и воздуха. Это экологически чистый материал, полученный в результате высокотемпературного обжига пластичных глин отборного качества. Процесс идёт до полного спекания. В результате получается кирпич без включений и пустот. Такая технология гарантирует ему высокую прочность и долговечность. Клинкер широко используется для мощения дорожек, облицовки цоколей и фасадов. Автомобильные парковки и подъезды к гаражам, открытые террасы, лестничные каскады, водостоки, внутренние дворики — везде он находит себе применение, великолепно сочетаясь с зеленью газона и архитектурными деталями садового ландшафта.

Клинкер с лёгкостью выдерживает даже самые неблагоприятные погодные условия, сохраняя свой природный цвет и не требуя дополнительных средств на поддержание его в отличном состоянии в течение десятилетий. Разнообразие цветов, фактур и размеров клинкера (ассортимент насчитывает более 300 различных вариантов) позволяет воплощать самые невероятные архитектурные фантазии. Широкая цветовая гамма достигается изменением технологии обжига: регулировка температуры и объёма подачи воздуха. Огненные нюансы красного, сияющий жёлтый, чистейший белый или коричнево-голубоватый — всё это клинкер, удивительный и неповторимый!

Воистину, клинкер — материал нового тысячелетия. Лёгкость обработки, повышенная износоустойчивость, низкая пористость, абсолютная морозостойкость — все эти показатели намного превышают действующие сегодня европейские и российские стандарты.

В мире у строителей есть свой «кирпичный» рейтинг. Например, в первую пятерку входит кирпич немецкого и голландского производства. И так же высоко ценится бельгийский кирпич. В Бельгии есть свои карьеры и заводы, которые производят настоящий керамический кирпич, не прессованный — его обжигают, как посуду из фарфора. Он еще называется hand forme — ручной формовки. Конечно, сейчас ту работу, которую раньше люди делали своими руками, выполняют машины. Но его производство не сравнить с обычным процессом, когда на ленте ползет «колбаса» из сырья, и автомат ее просто режет проволокой.

Хороший кирпич отличается тем, что его качество однородно. Вся партия, которая заказана для строительства дома, будь то коттедж или многоэтажное здание, будет выполнена как единое целое. Бельгийский кирпич отличается широкой гаммой цвета и фактуры. У них есть четыре типа размера, в том числе и совсем узкий кирпич, из которого в Европе строят не только коттеджи и многоквартирные дома, но и костелы. Бельгийские производители выпускают кирпич нескольких серий: в одной — кирпич однородного цвета, в другой — есть вкрапления-изюминки (таким кирпичом хорошо украшать фасады), в третьей — кирпич такого сложного, «вибрирующего», цвета, что его даже описать трудно. Есть серия «Ностальжи» — кирпичи из нее выглядят так, как будто их вынули из стены трехсотлетней давности. И цвет у бельгийского кирпича может быть какой угодно: есть не только масса оттенков красного и розового, но и черный, и белый.

© 2004—2021 «Занимательная физика», при использовании материалов сайта активная ссылка обязательна.

Материал и архитектура: самые оригинальные кирпичные постройки от древности до наших дней

САМАЯ ДЛИННАЯ ПОСТРОЙКА В МИРЕ

Самым протяженным архитектурным сооружением мира является Великая Китайская стена, длина которой составляет 8851,8 км. Построена она была еще в III в. до нашей эры и конструктивно представляет собой две кирпичные стены, установленные на каменном фундаменте. Через каждые двести метров по всей протяженности стены возведены сторожевые башни. Расстояние между кирпичными стенами в нижней части конструкции — 6 метров, а вверху, чтобы обеспечить большую устойчивость, они сближаются на полметра. Между стенами находится очень плотно утрамбованная глина.

Великая Китайская стена строилась в основном из керамического кирпича, сделанного из глины, перемешанной с соломой. Данную массу прессовали и формовали вручную. Затем кирпич высушивался на солнце, после чего обжигался. Делалось это очень просто — кирпич со всех сторон обкладывался соломой, которую потом поджигали. Несмотря на такую простую технологию изготовления, этот кирпич до сих пор поражает современных ученых своей прочностью.

Читать еще:  Кирпич кислотоупорный прямой гост

САМЫЙ БОЛЬШОЙ КИРПИЧНЫЙ КУПОЛ

Однако прочность — далеко не единственное преимущество керамического кирпича. В Римской Империи его широко использовали для создания таких сложных архитектурных конструкций, как своды и арки. С той поры роль кирпича в итальянской архитектуре огромна. Из него возводили практически все виды зданий от простых общественных построек до величественных соборов и церквей. Неудивительно, что самый большой купол из кирпича был сооружен именно в Италии.

Речь идет о куполе собора Санта-Мария дель Фьоре. Строительство самого здания началось во Флоренции еще в 1296 году, однако возвести купол над кафедральным собором не получалось более 100 лет. Сложность заключалась в том, что диаметр купола, который строился, чтобы продемонстрировать величие Флоренции, должен был составить 45 м, а работы необходимо было вести на высоте 55 м. К тому же заказчики отказались от проверенных временем конструктивных элементов: готических стрельчатых арок, контрфорсов и аркбутанов, часто используемых северными соседями, чью архитектуру необходимо было превзойти.

Только в 1420 году архитектор Брунелесски предложил на суд специальной комиссии модель кирпичного купола в масштабе 1:8, которую после долгих споров одобрили и впоследствии реализовали в натуральную величину.

Тайна этой конструкции не разгадана и по сей день. Архитектору удалось найти настолько точный изгиб ребер, что он удерживает большой объем строительного материала, в результате чего очень прочная дуга ребер выдерживает угол 60 градусов. К тому же Брунелесски применил в своей работе особый вид кладки, известный еще со времен Римской Империи, и наклонил кирпичи внутрь, а не расположил их горизонтально, как делали его современники. Все это помогло ослабить внутренний распор и снизить нагрузку на основание. Строительство купола завершилось к 1434 году, и ничего подобного с тех пор построено не было.

ЛЮБИМЫЙ МАТЕРИАЛ ГАУДИ

Во многом благодаря тому, что кирпич позволял много экспериментировать с конструкцией и создавать новые ее формы, данный материал стал одним из любимых инструментов каталонского архитектора Антонио Гауди, прославившегося своим неповторимым стилем. В своих работах он не только очень активно декорировал фасад, но и непрерывно искал новые возможности конструкций.

В частности при реконструкции дома Бальто, Гауди придумал очень интересную систему по распределению веса за счет параболических арок, сложенных из кирпича. Такая система обладает большой устойчивостью, и ее можно сравнить со скелетом гигантского животного, выдерживающего большие нагрузки. Так как данная система арок находится непосредственно в интерьере, то по желанию заказчика она была покрыта штукатуркой и выкрашена в белый цвет.

Использование кирпича помогало Гауди делать его проекты неповторимыми даже тогда, когда заказчик ограничивал полет фантазии архитектора, как это было при создании Колледжа ордена Святой Терезы . Здесь именно священники решали какие архитектурные и декоративные элементы украсят фасад здания. Но против многочисленных кирпичных арок и декоративных композиций на зубцах здания не смогли устоять даже столь строгие заказчики.

Строительный материал способен оказать столь сильное влияние на архитектуру, что порой дает название архитектурным стилям, определяющим внешний облик целых городов и даже стран. Одним из таких стилей является «кирпичная готика», для которой характерны большое количество богатых орнаментальных деталей кладки и чередование красного или глазурованного кирпича с побелкой стен известью, что делалось для более четкой структуризации плоскостей. В настоящее время многие образцы данного архитектурного стиля, расположенные в Польше, странах Прибалтики, Северной Германии, стали объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Одним из ярчайших представителей кирпичной готики является Костел Святой Анны в Вильнюсе, при возведении которого архитекторы использовали 33 разновидности кирпича. Фронтон этого здания признан одним из величайших произведений архитектуры. Его отличают невероятная пластика, многообразие и декоративность линий и форм. Три изящные башни, равные по высоте, образуют симметричную композицию фасада, верх которого отделен карнизом от цокольной арочной композиции. Портал контрастирует с декоративной основной частью фасада, где нет ни одной плоской поверхности. А высокие узкие окна пересекает большая выгнутая килевидная арка, связывающая все композиционные элементы.

А вот для строительства другой жемчужины кирпичной готики — Церкви святого Николая, находящейся в городке Штральзунде на балтийском побережье Германии использовалось целых 65 разных видов кирпича. Для выкладки криволинейных форм, орнаментов и деталей декора здесь применялся так называемый лекальный кирпич, изготавливаемый в специальных формах. Само здание имеет форму трехнефной шестипролетной колонной базилики, чьи галерейные хоры венчают капеллы. Центральный неф имеет ширину 29 м. Западный фасад состоит из двух башен со стрельчатыми нишами.

Самая высокая кирпичная церковь в мире — Коллегиальная церковь Святого Мартина также построена по всем канонам кирпичной готики. Находится она в городе Ландсхуте, а высота ее составляет 130,6 м. Это здание также является типичным образцом баварских зальных храмов. При возведении его фасада использована оригинальная кладка из кирпичей различных оттенков, получившая название «баварская кладка».

А самая крупная кирпичная церковь в мире — Костел Святой Марии расположена в польском городе Гданьске и способна вместить в себя до 25 000 человек одновременно.

КИРПИЧ В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Самое известное здание, построенное из кирпича в нашей стране, — это, конечно, Московский Кремль. Длина его стен составляет 2235 метров. В мире есть только 4 сооружения, в том числе упомянутая Великая Китайская стена, с большей протяженностью стен.

Кирпичные стены Кремля начали возводиться с 1485 года. Чтобы не оставлять Москву без защиты, строители сначала разбирали участок старой стены из белого камня, и на ее месте клали кирпич. Работами руководили итальянские архитекторы Феарованти и Соларио. Для строительства стен и башен использовался довольно крупный прямоугольный кирпич, вес которого достигал 8 кг. Верхнюю часть стен по итальянской традиции декорировали зубцами, похожими на хвост ласточки. Сами стены, гладкие с наружной стороны, с внутренней — включают в себя арочные ниши, которые облегчают и упрочняют конструкцию

Однако не стоит думать, что кирпич в Россию привезли иностранцы. В нашей стране существовали собственные традиции изготовления этого строительного материала, который назывался плинфой и представлял собой тонкий, часто квадратный, обожженный кирпич. Плинфа сушилась около двух недель в специальных деревянных формах, а затем обжигалась в печи. Из этого материала построены такие известные сооружения как киевские Золотые ворота и Пятницкая церковь в Чернигове.

Благодаря тому, что богатые месторождения глины встречаются практически на всех континентах, различные постройки из кирпича характерны не только для европейской культуры.

Например в Индии находится самый высокий минарет из кирпича высотой 72,6 метра, который носит название Кутб-Минар или Башня Победы. Кутб-Минар строился на протяжении около 175 лет — проект был завершен лишь в 1368 году. В разные периоды работами руководили разные зодчие, в результате чего ярусы башни отличаются друг от друга архитектурной стилистикой. Вся колонна от основания до вершины украшена узорами и надписями, вырезанными на поверхности кирпичей.

В Арабских странах из кирпича возводились купола многочисленных построек, в том числе базаров. Одним из самых живописных является купол базара в иранском городе Табризе.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КИРПИЧНЫЙ ВИАДУК

Примечательно, что из кирпича строили не только жилые, оборонительные, религиозные или торговые сооружения, но и мосты. Самый большой в мире виадук из кирпича построен в Германии и носит название Гёльчштальбрюкке. При возведении этого железнодорожного моста в период с 1846 по 1851 годы было использовано свыше 26 миллионов кирпичей. Этот строительный материал не был широко распространен в то время, тем не менее председатель комиссии по руководству работами Иоганн Андреас Шуберт, руководствуясь собственным опытом и расчетами, выбрал именно его. И как показывает история, не прогадал. Одним из основных доводов в пользу использования кирпича, помимо его прочности, стало то, что местность строительства была богата месторождениями глины, что снижало затраты на строительные материалы и облегчало их доставку.

В проект не раз вносились изменения, самое существенное из которых — замена симметричных арок в центре конструкции на одну массивную арку. Это было сделано не столько для того, чтобы придать конструкции более эстетичный вид, сколько из-за особенностей грунта, который оказался не таким твердым, как предполагалось.

На сегодняшний день данный мост — часть действующей скоростной магистрали, соединяющей Дрезден и Нюрнберг. Его высота составляет 78 метров, длина — 574 метра, а ширина у основания — 23 метра.

КИРПИЧ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

Благодаря новым современным технологиям производства кирпича, этот строительный материал вновь стал необычайно популярным и часто используется архитекторами для создания оригинальных форм.

В офисном здании Termeh Commercial Office Building, расположенном в иранском городе Хамадане, из кирпича сделана волнистая крыша, формирующая необычный облик постройки, фасады которой облицованы тем же рыжим кирпичом. Здание как бы вырастает из земли и служит продолжением тротуара.

Кирпич в своих работах использует даже такой оригинал и экспериментатор как Фрэнк Гери. Именно этот материал помог архитектору органично вписать в окружающую среду совершенно ассиметричную конструкцию Музея современного искусства MARTa в немецком Херфорде. Традиционный материал облицовки фасада — классический красноватый кирпич в сочетании с оригинальными металлическими крышами различной формы и высоты символизирует преемственность поколений и в то же время постоянное развитие в искусстве.

Читать еще:  Чем можно обжигать кирпич

Эту же тенденцию взаимопроникновения и органичного сочетания традиций и современности, благодаря использованию в архитектуре кирпича можно увидеть и в недавно построенном корпусе галереи Тейт , спроектированном Herzog & de Meuron. Здесь фасад не такой плавный, как у Гери, а скорее напоминает своей формой грани кристалла, но облицована эта оригинальная форма также кирпичом.

А вот в архитектуре музея Ива Сен-Лорана в Марракеше кирпич выполняет уже другую роль. Фасад, собранный из массивных квадратных кирпичей благодаря оригинальной кладе вовсе не кажется тяжелым, а напротив напоминает легкие кружева, складывающиеся в узор, подобный переплетению нитей в ткани.

Причем кладка кирпича может выполнять не только эстетическую функцию. Необычный кирпичный фасад Центра Южной Азии по правам человека, расположенного в Индии, не только оригинально выглядит, но и защищает внутренние помещения от яркого солнечного света и шума.

В общем, какой бы ни была задумка архитектора, успешно реализовать ее поможет грамотно подобранный материал. Керамический кирпич, благодаря своим свойствам, не только органично вписывается практически в любую конструкцию, но дает возможность создавать новые оригинальные формы. Этому во многом способствуют новейшее усовершенствованное оборудование и технологии производства. В нашей стране одним из признанных лидеров по производству керамических изделий является ГК БРАЕР. Благодаря инновациям, разработанным в собственной лаборатории, качественному сырью, полностью автоматизированному процессу производства, современному европейскому оборудованию на заводах компании производится продукция высокого качества, позволяющая архитекторам воплощать в жизнь самые смелые свои идеи.

История Кирпича Российского: от Крещения Руси до наших дней

Началом российской истории изготовления кирпича принято считать конец Х века. Тогда, после крещения Руси, с Византии начали прибывать кирпичных дел мастера. Изготавливаемый в этот период кирпич имел форму бруска. Этот материал не использовался для строительства масштабных объектов – основным направлением его применения были ремонтные работы.

Начало освоения технологии строительства из кирпича совпало с монгольским нашествием, которое на столетия задержало технологическое, социальное и экономическое развитие древней Руси. Единственным значимым строением, возведенным в этот период, можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году.

Деревянная Москва и первые итальянские «гастарбайтеры»

Москва же оставалась деревянной вплоть до 1450 года, когда было закончено строительство первого здания из «импортного» кирпича. Первый московский кирпичный завод начал свою работу в 1475 году, до этого производство этого материала было представлено лишь гончарными мастерскими при монастырях – кирпич выпускался небольшими партиями и использовался для ремонта.

Символично, что первым крупным проектом строительства из кирпича стал московский Кремль. Для разработки проекта и его реализации были приглашены лучшие итальянские зодчие, в числе которых был Аристотель Фиораванти. Эти первые московские «гастарбайтеры» обошлись казне очень дорого, однако это того стоило.

Кремль строили 10 лет – с 1485 по 1495 год. Он стал образцом подобного рода архитектуры: впоследствии такие же строения были возведены в Нижнем Новгороде и Туле. Начало XVI века стало началом «бума» кирпичного строительства – в это время были построены такие монастыри как Вознесенский и Чудов, возведен храм Иоанна Предтечи и ряд других. В Москве создавался новый архитектурный формат, который со временем стал общепринятым стандартом для всей центральной Руси.

Строительство из плинфы: нюансы технологии

Нужно сказать, что Софийский собор, построенный в 1037 году и другие кирпичные строения вплоть до начала XV века возводились из плинфы – глиняных пластин размерами 40 на 40 см и толщиной около 4 см. В плане трудоемкости изготовления, сушки и обжига такие кирпичные «пластины» были самым простым решением. Особенностью кладки из плинфы были толстые швы, в которых через несколько рядов клали слой природного камня.

Московский Кремль и знаменитые столичные монастыри (в том числе Новодевичий) возводились из керамического материала другого формата – так называемого «аристотелева» кирпича. По своим размерам и толщине он был намного ближе к современному стандарту кирпича.

Как Петр Великий сделал Петергоф флагманом российского градостроительства

Рассказывая об истории производства кирпича в России, нельзя не упомянуть о такой личности, как Петр I. Его можно с полным правом назвать создателем традиции русского кирпичного ремесленничества. Санкт-Петербург, возведенный им на месте вековых болот, стал настоящим авангардом российского градостроительства.

С 1707 по 1727 год были построены дом канцлера Головина, дворец великой княжны Натальи Алексеевны, Зимний и Летний дворец и много других зданий, которые на данный момент являются памятниками архитектуры.

Кирпичный «ГУЛАГ»: крепостные мануфактур Санкт-Петербурга

Для их строительства были основаны казенные кирпичные заводы. В качестве рабочей силы на этих предприятиях использовались люди, осужденные за различные преступления, а также те, кто не имел определенного занятия. В качестве примера: указом от 1699 года Петр повелел сковывать цепями и направлять на мануфактуры «пропойц, мошенников и воров, дабы трудом исправлять оных». Фактически это был городской вариант крепостных — «заводские» люди, работающие на кирпичных мануфактурах, не имели права покидать город.

К началу XVIII века в Санкт-Петербурге работало около дюжины казенных заводов, наиболее крупными из них были Ближние, Тосненские и Шлиссельбургские. Для предприятий того времени их совокупная производственная мощность была поистине огромной – ежегодно выпускалось более 10 миллионов штук кирпича. В 20-тых годах того же столетия действовали уже десятки мануфактур, среди них Мартышинские, Славянские, Чернорецкие заводы.

Как строился кирпичный Питер: кнут без пряника и другие законодательные инициативы

Кирпичный Санкт-Петербург был отстроен в такие короткие сроки благодаря инициативам Петра I, которые даже для того времени были суровыми. Под угрозой ссылки и отъема имущества в России было запрещено строительство зданий из кирпича, за исключением Санкт-Петербурга. Запрет действовал 27 лет – с 1714 по 1741 год. Так император стимулировал кирпичных дел мастеров приезжать в северную столицу для участия в Большой Стройке.

В качестве мер борьбы с недобросовестными производителями фигурировали ссылка, битье кнутом и каторжные работы. Однако такие наказания не решали проблему брака в целом. Для этого был издан указ об обязательном клеймении мануфактурами своей продукции. После того, как весь производимый кирпич стал именным, его качество значительно улучшилось. Вместе с этим увеличилась и цена этого материала. К примеру, средняя партия (около 1000 кирпичей) стоила 15 рублей. Для сравнения – это была средняя месячная заработная плата заводчанина.

Технологии и объемы производства кирпича в середине XIX — начале XX века

Спустя 150 лет, при Александре II, в окрестностях Петербурга работало более 60 кирпичных мануфактур, основная часть которых принадлежала крупным предпринимателям, в том числе и иностранцам. Царский кирпич того времени имел толщину 6-7 см, размеры около 26х12 см и весил 10 фунтов (4,1 кг). К концу XIX века в России начали использоваться новые, более производительные печи для обжига, упростился и ускорился процесс изготовления кирпича, а сами производства начали объединяться в более крупные предприятия. К 1903 году суммарная производственная мощность кирпичных заводов в России составляла более 200 миллионов кирпичей в год.

Послереволюционная разруха и возрождение отрасли

Совершенствование технологий и рост объемов производства остановила Первая Мировая война и последующий за ней государственный переворот, который впоследствии назвали Октябрьской революцией. Возрождение производства кирпича началось в конце 20-тых годов прошлого столетия, как часть плана по борьбе с разрухой после Гражданской войны. По-настоящему отрасль возродилась в 30-тых годах, когда в рамках начатой Иосифом Сталиным индустриализации страны были построены сотни больших и малых кирпичных заводов.

ГОСТ 1927 года как основа современного стандарта кирпича

В этот период была проделана огромная работа по стандартизации. В 1927 году был разработан единый ГОСТ, который описывал технологические параметры, размеры, вес керамического кирпича. Впоследствии он лишь расширялся и уточнялся. Современный одинарный кирпич стандартного формата имеет размеры и вес по ГОСТу 1927 года — 250х120х65 мм, вес не более 4,3 кг. Сейчас в описании кирпича мы пользуемся теми же терминами и определениями:

  • Тычковый ряд в кладке – ряд, в котором кирпичи уложены поперек стены своей длинной стороной;
  • Ложковый ряд (в полкирпича) – тот, в котором кирпич укладывается длинной стороной вдоль стены;
  • Версты – крайние ряды в кладке, которые образуют ее поверхность;
  • Наружные версты – те, что со стороны фасада, внутренние – со стороны помещений;
  • Забутовочный кирпич – тот, который уложен между наружной и внутренними верстами;
  • Верхняя и нижняя «постель» — наибольшие по площади грани кирпича, «тычок» — наименьшее, «ложок» — длинная боковая грань.

Царский кирпич: сделан на века, актуален и сейчас

В заключение нужно сказать, что клейменный царский кирпич, который выпускался казенными мануфактурами на просторах Российской Империи, до сих пор крепок и прочен – во многих городах России, Украины, Финляндии, Белоруссии, стран Прибалтики стоят здания с клеймом заводов царской России. Такой кирпич стал музейной ценностью, его покупают коллекционеры, а ценители раритетной керамики используют его для создания эксклюзивных интерьеров в стиле лофт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector