Seo-friends.ru

Большая стройка
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коллекция старинных кирпичей смирнов

История хранится в музеях кирпича

Бывают такие публикации, когда собираешься написать об одном, но тема неожиданно поворачивается к тебе другим, малоизвестным ракурсом. Так случилось с историей кирпича, которая в своих банальных и привычных фактах напомнила о тех местах, где эта история хранится — музеях кирпича. Они существуют! В России их единицы, но они есть.

Причем, из этого понятия мы сразу исключаем временные тематические экспозиции краеведческих музеев. Хотя в этих музеях встречаются целые коллекции, например в Екатеринбурге и Калининграде.

У истоков кирпичных музеев чаще всего стоят настоящие энтузиасты, одержимые идеей люди, связанные со строительной наукой, точнее — той её части, что относится к строительной керамике.

Два наиболее крупных и авторитетных музея расположены в Санкт-Петербурге. В 2002 году музей открылся при при НПО «Керамика» (входит в группу «ЛСР-Победа»). Сегодня коллекция насчитывает более 700 образцов кирпича. Возраст самого старого экспоната — кирпича из греческого города Дельфы — более 2500 лет ( даже любопытно — как его удалось вывезти из Греции).

Однако основную часть коллекции составляют клейменные кирпичи 19 века. Но самыми ценными для питерской экспозиции считаются кирпичи Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости. Как отмечают специалисты, это первые кирпичи Санкт-Петербурга, датируемые 1703 годом и изготовленные на кирпичных заводах Голландии и Германии.

Большинство кирпичей имеют своё клеймо, среди которых встречаются необычные наименования, например «Ленин», «Хиль» и т.д.

Ещё один музей принадлежит питерскому государственному архитектурно-строительному университету — Музей истории кирпичного производства.

Здесь собрано более 400 образцов стеновой керамики, извлеченных из старых зданий Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Выборга и других российских городов. Самым древним экспонатом являются керамические материалы из окрестностей Помпеи – им около 2000 лет.

Но основу коллекции составляют, конечно же, кирпичи, изготовленные на заводах Санкт-Петербурга и его окрестностей в 18-19 вв., на которых имеются клейма с фамилиями и инициалами керамистов-заводчиков.

История самого музея достаточно драматична — музей был создан на основе коллекции образцов строительной керамики доктора технических наук, профессора кафедры химии СПбГАСУ Всеволода Владимировича Инчика. Первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистским снарядом. Как говориться: было бы счастье, да несчастье помогло. Для коллекционирования старинных кирпичей это особенно актуально — достать кирпич можно только при полном или частичном разрушении старой конструкции. Ну не ради музея, конечно, но по другому никак.

Третий настоящий музей кирпича расположен в Омске — он собран учеными энтузиастами частного Института Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов (ИНТА-строй). Открылся музей 16 июня 2006 г.

Главные герои экспозиции – более 200 подлинных образцов коллекционных кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI вв., преимущественно Западной Сибири.

Но есть и мировые «изюмины». Например, здесь есть кирпич из абхазского города Пицунда, привезённый с раскопок Патриаршего собора десятого века нашей эры (обратите внимание — энтузиасты изъяли экспонат с раскопок), копия необожженного кирпича города Иерихон (7000-6000 гг. до н.э.) (ведь вывезли же как-то), копия необожженного глиняного кирпича из Древнего Египта (город Фивы, эпоха Среднего царства, приблизительно 1800 г. до н.э.), а также керамические кирпичи, принадлежащие Сузгунской археологической культуре 1200-1000 гг. до н.э.

Один из самых древних экспонатов сибирского происхождения – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в., который считается первой капитальной постройкой России за Уралом. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции: кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства в Омске, когда его начали называть вторым Чикаго — за бурный экономический рост и строительный бум.

Также в экспозиции собраны кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг.

Среди экспонатов есть и весьма забавные — например старый кирпич, где вместо клейма — отпечаток собачьей лапы.

Есть кирпич, принадлежащий стене дома, в котором ныне расположен музей Ф.М. Достоевского. Когда это здание только было построено, здесь располагалась гауптвахта. Кстати, не исключено, что этот кирпич был сделан руками самого писателя – в «Записках из мертвого дома» он рассказывает, что во время каторги был привлечен к формовке кирпичей.

Здесь же в Омске существует протомузей строительных материалов и истории омского строительного комплекса в редакции журнала «Архитектура и строительство Омской области», чью основную экспозицию составляют образцы стеновой керамики 18-21 века города Омска. Главным и единственным собирателем коллекции стал бывший главный редактор журнала — Денис Банников (автор данной публикации). Какова будет судьба коллекции и будет ли автор продолжать сбор экспонатов — мне неизвестно. Я подумаю над этим вопросом.

Наиболее известные музеи кирпича расположены в США и Японии.

Как известно, кирпичи, отмеченные заводским штампом, пользуются наилучшим спросом у коллекционеров. Наибольшим разнообразием клейм на кирпичах всегда славились США, т. к. в качестве маркировки американские промышленники использовали не только слова, цифры и буквы, но и обрамлённые в рамку бытовые миниатюры, которые было принято печатать на ложковой стороне. Причем, заводского клейма удостаивался только один экземпляр из 5000, и это одна из причин, определяющая их высокую ценность для коллекционеров.

Сегодня в США существует три знаменитых музейных собрания, посвящённых промышленному изготовлению кирпича. Все они находятся в штате Нью-Йорк и располагаются в городах Орхард Парк, Хаверстро и Джонсон Сити.

В государственном музее Орхард Парка представлены штампы фабрик, которые некогда работали на берегах Гудзонова Залива. Музей в Хаверстро — частный; его собранием владеет семейство Клемент. Экспозицию этого музея составляет продукция кирпичных заводов со всей страны.

Коллекция города Джонсон-Сити считается самой почтенной — музею более 30 лет. И в нем хранятся редкие образцы, произведённые на протяжении всей истории человечества во всех уголках Земли.

Но всех обогнали японцы! В японском городе Майзуру находится Всемирный Музей Кирпичей, открывшийся более 20 лет назад. В нём можно увидеть сделанные вручную кирпичи из храмов Эллады, погребальных комплексов Египта, зиккуратов Вавилона и Южной Америки, китайских дворцов и древнеримских вилл. Экспозиция пользуется заслуженным вниманием ценителей: ежемесячно музей в Майзуру посещает около 10 тысяч гостей.

Среди свежих поступлений в фонды этого учреждения — несколько кирпичей, вытащенных из стен прославленных зданий Британии: Ковент-Гардена, Альберт Холла и Скотланд-Ярда, а также легендарного дома № 221б по Бейкер-стрит.

Среди наиболее интересных специалисты также отмечают музеи в Венгрии, Австрии, Германии, Великобритании и на острове Тайвань.

Примечателен, в том числе, киевский «Центр стеновой керамики». Это собрание насчитывает более полутысячи образцов, среди которых встречаются поистине уникальные — например, пёстрый польский кирпич с угольными включениями или немецкий каолиновый. В киевской коллекции представлена продукция французских, бельгийских, русских, эстонских и белорусских заводов, а также старинные кирпичи ручной работы. Остается надеется — когда в Киеве начнутся бои местного значения с применением тяжелого вооружения, чтобы кирпичи здания самого Центра не стали достоянием коллекционеров.

Очень любопытна коллекция энтузиаста белорусского города Лида Алексея Чистякова. История коллекции тоже занимательна: первый свой экспонат Алексей отыскал возле замковых стен в Лиде. Строители чистили местное озеро и подняли огромную гору мусора, среди которой и находился кирпич со странным клеймом К. Алексей Алексеевич подобрал столь необычный камушек и тут понеслось.

Читать еще:  Алкатель one touch 7041d кирпич

Сегодня в коллекции Чистякова более 300 экспонатов. Отдельная часть коллекции кирпичи, несущие на себе отпечатки прошлого. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты.

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что в Лиде появится настоящий музей кирпичей.

КИРПИЧНАЯ ЛЕТОПИСЬ ПЕТЕРБУРГА. «Л.А.В.»

Постом выше, в «КИРПИЧНАЯ ЛЕТОПИСЬ ПЕТЕРБУРГА. «Я.ПЕТРОВЪ 66» я рассказал о том, что давно хотел собрать воедино коллекцию питерских кирпичей ставшими очевидцами и свидетелями различных исторических потрясений постигших нашу родину на рубеже веков и в корне изменивших её будущее. Но тема как-то отошла и потерялась среди иных бытовых проблем. Теперь, я решил вернуться к ней более обстоятельно. Видимо, время пришло.
Напомню

«. На днях я вышел прогуляться к Финскому заливу находясь со стороны Приморского района, у бывшей гавани яхтенного клуба. За окном бушевала непогода, лил дождь, сильный ветер гнал по заливу белые барашки волн и мне показалось что можно сделать интересные и достаточно эмоциональные кадры.
Подходя к береговой линии мне на глаза попались разбросанные тут и там кирпичи с чёткими прямыми углами — первый признак того что сделаны они на совесть. За последние пол сотни лет в России такие точно не производили. С конца 60-х годов кирпич шёл то хрупкий и пережжённый, то «облегчённый» с теплокамерами внутри тела. Я поднял буквально первый попавшийся и глаза сразу же заметили клеймо. Я стал уже прицельно искать всё новые и новые кирпичи с клеймами и снимать их на камеру. Цель моей прогулки естественно изменилась. я спускался всё ниже к кромке воды кирпичных фрагментов истории становилось всё больше, а затвор камеры щёлкал всё чаще. Правда и мне пришлось выковыривать кирпич то из грязи отмывая клейма до состояния читабильности в лужах, то из морского песка перемешанного с различным мусором и стальной арматурой находящейся здесь не первый год, а может и десятилетие.

Перевернув очередной фрагмент, а кирпич не всегда попадался целый и с полным клеймом, мне пришла более глубокая мысль — а не попытаться ли определить с каких именно разрушенных зданий они и объектов, и узнать о больше о производителях данного кирпича и владельцах тех домов при строительстве которых они использовались?
Давайте попробуем узнать историю Петербурга по этой чудом сохранившейся кирпичной летописи. Думаю, что материала должно хватит не на один рассказ»

Передо мной кирпич с клеймом «Л.А.В.» Что можно интересного рассказать о нём и его истории?
Поискав некоторую информацию мы узнаём, что
» Винтажный полнотелый царский кирпич. Встречается дополнительный эллемент маркировки в виде римских «I,II,II». С 1868 года им было куплено 3 завода: I – в Шлиссельбургском уезде в с.Корчмино у Беликова; II – в Шлиссельбургский уезде близ с.Колпино у И.Лядова (в 1868г либо 1872г); III – в Петербургском уезде в с.Усть-Ижора в 1875(6)г.
Произведен на заводах инженер-полковника, а впоследствии инженер-генерал-лейтенанта Леопольда Адольфовича Витовского. Кроме этого, Л.А.Витовский был известен как архитектор и проектировщик военных памятников (умер в 1913г.). С 1868 года им было куплено 3 завода: в Ивановской волости в дер. Кормчино у полковника Посынкина и на реке Малая Ижора у Беликова и В.Лядова.
Кирпичные заводы Леопольда Адольфовича Витовского на ст. Колпино Николаевской ж.д. и на р. Корчминка в 1913-1917 гг. Заводы были разом куплены Витовским в 1867 от разных владельцев (Беликов, Лядов и Посынкин).
Основной владелец скончался в 1913г., а затем заводами, которые работали до 1917 года, владела фирма «наследники Л.А.Витовского». Известно несколько вариантов клейма с различными рамками и написанием буквы «Л».
Особо следует отметить чрезвычайно редкий кирпич с клеймом «Заводъ Л.А.Витовскаго Основанъ в 1869г.»
Заводы были достаточно крупными — на них работало в общей сложности около 500 рабочих.»

Что можем вспомнить и сказать о самом Леопольде Адольфовиче Витовском?
Промышленник, владелец трёх кирпичных заводов, русский военный инженер, архитектор.
Витовский Леопольд Адольфович (15.01.1833 – 1913)
генерал-майор с 1897
генерал-лейтенант (в 1913)
фото или изображение персоны не найдено.
По его проекту построен Корпус 3-й военной гимназии. (левая часть здания, 1875-77гг). Корпус основал в 1873 Император Александр II. Вначале он именовался 3-й военной гимназией и только в 1882, после преобразования, получил другое название. В это время корпус уже располагался в специально для него возведенном угловом здании на Садовой улице (его построили в 1875–1877 по проекту воен. инж. Г. С. Войницкого и Л. А. Витовского).

Коллекция старинных кирпичей Леонида Гладкого

Наши читатели уже знакомы с Леонидом Гладким и Сергеем Овадчуком — коренными киевлянами, увлечёнными коллекционированием и изучением старинных кирпичей. Мы встретились с ними вновь, чтобы узнать, как обстоят дела с организацией выставки и созданием специального музея, посвящённого производству отечественного кирпича.

— Леонид Владимирович, что удалось сделать для будущего музея, поддержали ли ваше начинание другие коллекционеры?

Л. Гладкий. Мой призыв «Латерофилисты всей страны, объединяйтесь!» был услышан, и это уже хорошо. Конечно, открытие любого музея — дело не одного дня, особенно в данном случае, когда речь идёт о материале, требующем специального экспозиционного оборудования и специальной подачи. Для начала, как мне кажется, нужно опробовать всё это на выставке, а пока я экспериментирую в собственном доме. Думаю над тем, как разместить кирпичи, чтобы экспозиция не выглядела скучной, как использовать ниши, какой должна быть сопроводительная информация, подсветка… Кстати, ниши подсказали мне идею выставочных шкафов, которые можно было бы переносить из одного помещения в другое. С таким мобильным оборудованием мы бы могли выезжать на строительные съезды, конференции, специализированные выставки. Уверен, что это было бы интересно всем.

Сергей Овадчук и Леонид Гладкий со своей любимой собакой Габриэлой

— То есть вы планируете передвижную деятельность?

Л. Гладкий. На данном этапе да. Потому что арендовать или выкупить помещение нам не по силам.

— А как вы относитесь к идее создания музея, в котором частные коллекционеры смогут выставлять свои собрания?

Л. Гладкий. Конечно же, положительно! Причём я за то, чтобы там были не только сменные, но и постоянные экспозиции. Глупо десятилетиями хранить свои сокровища в кладовках и чемоданах и в конце концов забыть, что у тебя там есть. Настоящие коллекционеры хотят, чтобы их собрания экспонировались, чтобы люди получали от этого удовольствие, расширяли свой кругозор и могли использовать информацию, которую они сами собирали годами.

Кирпич с гербом «Корчак» завода графа В. А. Браницкого
в местечке Ставище Киевской губ.

— Имея в распоряжении достаточные площади, можно вводить экспонаты в исторический контекст: демонстрировать кирпичи на фоне больших фотографий соответствующих зданий, дополнять материалами о владельцах заводов…

Л. Гладкий. И всё это нужно делать красиво, ведь «как конфетку завернёшь, так она и будет воспринята». Оформление обязательно должно соответствовать стилю времени, в которое производился кирпич. Поэтому будут уместны и фотографии, и фрагменты старой ковки, и таблички, и фонари…

Кирпич завода Браницких в первые годы советской власти.
Местечко Ставище Киевской губ. (?)

Читать еще:  Стол для изготовления кирпичей

— По сути, вы сейчас разрабатываете специ­фическое оборудование для экспонирования кирпичей. А сама коллекция пополнилась за прошедшие месяцы?

Л. Гладкий. Она пополняется постоянно. Сегодня, к примеру, я получу несколько кирпичей, происходящих из Черниговской губернии. Из-под Белой Церкви мне передали образцы кирпичей заводов Браницких — с 1897 года до прихода советской власти. Все эти кирпичи с их гербом и только один — со звёздочкой. Такая подборка — действительно большая удача и большая редкость. А ещё вместе с Сергеем Петровичем мы собрали около 100 огнеупорных кирпичей, которыми особенно заинтересовались в последнее время. Совсем недавно получили 14 «огнеупоров» из Острога — их нам подарили София и Богдан Якушко.

Кирпич с клеймом «И. В. Кнотте». Завод Ивана Вильгельмовича Кнотте находился в с. Халепье Киевской губ.

— Для чего предназначались такие кирпичи?

Л. Гладкий. Для печек и каминов, которые топили каменным углём. Потому что обычный кирпич рассчитан на древесину, дающую меньшую температуру. Огнеупорный кирпич выпускался в небольших количествах и отличался маленькими размерами. В Киеве его производили на Нижнеюрковской, где стоял керамический завод баронессы Фиркс. На самом кирпиче иногда указывали температуру, которую он выдерживает, например 1780°. Есть интересный экземпляр с надписью «коллект 1660». Цифры здесь означают не год, а градусы.

Огнеупорный кирпич. Выпускался в с. Бейзимовка
(ныне Бердичевский р-н Житомирской обл.)

— А за счёт чего достигалась эта огнеупорность?

Л. Гладкий. За счёт добавления с массу кварцевого песка. В зависимости от его количества устанавливался свой температурный предел. Если вы, скажем, накалите печь до 2500°, то кирпич, рассчитанный на 1780°, может начать плавиться.
К «огнеупорам» относятся и так называемые «лондоны». У нас их 27 штук.

Огнеупорный кирпич — один из видов «Лондона»,
найденный в с. Пятигорье (ныне Ровенская обл.)

— Они в самом деле из Лондона?

Л. Гладкий. Не совсем. Есть версия, что когда-то моряки действительно привозили в Одессу английские кирпичи, которые потом шли на продажу. Спустя время производство «лондонских кирпичей» наладили местные умельцы. Примечательно, что и слово «Лондон» написано на них по‑разному. По другой версии такие кирпичи с самого начала выпускались на территории Украины заводчиком по фамилии Лондон.

Кирпич с завода вел. кн. Дмитрия Константиновича Романова.
Поступил с Дибровского конного завода, построенного в 1888 г.

— Хорошо, но «оригиналы» выпускались всё‑таки в Англии. Кто и когда закупал их?

Л. Гладкий. Лондонский огнеупорный кирпич был особенно востребован в XVIII в., когда строился Санкт-Петербург. Несмотря на то, что в окрестностях города по указу Петра I открыли массу кирпичных заводов и был введён запрет на каменное строительство по всей России кроме Петербурга, удовлетворить спрос на качественный кирпич было очень сложно. Потому определённую его часть закупали на первых порах в Анг­лии. Непосредственно в Лондоне работало несколько фирм, специализировавшихся на «огнеупорах».

Кирпич из имения Станислава Яловицкого в с. Ожены
(ныне Бердичевский р-н Житомирской обл.)

— По сути, «лондоны» — контрафактный продукт?

Л. Гладкий. Совершенно верно. Как и кирпичи с надписью «Париж», которые делали на Волыни. Добавлю, что «лондоны» использовались по всей Российской империи, но, поскольку применялись только в печах, находят их не так уж часто… Было множество мелких заводиков, которые узнавали рецептуру и начинали выпускать свой огнеупорный кирпич, причём не всегда хорошего качества.
А вот этот кирпичик с латинской надписью «Нио» мы не смогли атрибутировать.

— Может он и вправду импортный?

Л. Гладкий. Нет-нет. Ничего привозного здесь нет, это всё наше.

— Вы как‑то сказали, что коллекционирование киевских кирпичей стало выражением вашей любви к городу.

Л. Гладкий. Да, к самому городу, его зданиям и собственно кирпичу, потому что киевский кирпич — это чудо. Я шучу, что его надо класть под голову: во‑первых, отгоняет плохие мысли, а во‑вторых, забирает плохую энергию.

С. Овадчук. Леонид Владимиро­вич — киевлянин в пятом поколении. Он знает город, как свои пять пальцев. Для него все старые дома — говорящие, а каждый кирпич — тема для обстоятельного рассказа.

Огнеупорный кирпич — один из видов «Парижа»,
найденный в г. Корец (ныне Ровенская обл.)

— Но как донести эту информацию до широкой публики, для которой все кирпичи одина­ковые?

С. Овадчук. На каждом экспонате и на самой полке будут стоять таблички с максимально полной информацией. Подавляющему большинству кирпичей будет сделан паспорт с указанием технических характеристик, времени, места производства и т. д.

Кирпич со «счастливым» четырёхлистником. Выпускался
переселенцами из Чехии в с. Краев (ныне Ровенская обл.)

Л. Гладкий. Не думаю, что мы будем указывать точный адрес дома, из которого происходит каждый кирпич, но перечислить известные объекты, построенные из такого же материала, вероятно, стоит. У меня есть альбомы с фотографиями всех найденных нами кирпичей и тех мест, откуда они были взяты. Чаще всего это какие‑то руины, холмы, заброшенные дома, которых сегодня, возможно, и нет…

С. Овадчук. В 1999 и 2004 гг. были выпущены две книги многотомного энциклопедического издания «Звід пам’яток історії та культури України», а в 2011 г. появилась и его третья часть — пока только в электронной версии. В этих книгах собраны фотографии старых киевских домов и улиц, в особенности Подола. Теперь на месте многих кирпичных зданий пустыри либо автостоянки…

Огнеупорный кирпич, найденный в Белой Церкви

Л. Гладкий. Сейчас мы с Сергеем Петровичем планируем попасть в архив, чтобы узнать, в какие годы были построены те или иные дома, и, уже исходя из этого, уточнить период работы некоторых предприятий.

С. Овадчук. Дело в том, что до революции на большинство кирпичных домов составлялись паспорта, в которых было указано всё: кто заказчик, кто подрядчик, кто завозил кирпич…

Кирпич, выпускавшийся в Николаеве на заводе имени
XVIII партсъезда (проходил в марте 1939 г.). Предприятие
проработало не более одного года — с 1940 по 1941 г.

— То есть в первую очередь вы видите свою задачу в формировании коллекции и сборе научной информации. Ну, а с «художественной частью» вам могли бы помочь дизайнеры, которых наверняка пригласят в Музей частных коллекций, если такой, конечно, будет создан.

Л. Гладкий. Мы действительно могли бы сообща решать творческие вопросы. Ведь очень важно ввести экспонаты в соответствующий контекст, сделать так, чтобы они передавали дух эпохи, позволяли заново открывать для себя старый Киев как город, построенный из жёлтого кирпича.

Клеймёные кирпичи. Часть 2

Все строения вдоль Ярославской железной дороги от Сергиева Посада до Москвы (кроме здания вокзала в Пушкино) построены из кирпича мытищинских заводов. Это вокзалы, билетные кассы, водонапорные башни и другие здания функционального назначения.

Вокзал на ст. Софрино. Клеймо «И.П.ВОРОНИНЪ»

Служебные здания на ст. Софрино. Клеймо «И.П.ВОРОНИНЪ»

Удивительно, но кладка перрона запасного (товарного) пути на станции Пушкино тоже выполнена из старинных кирпичей с клеймом «И.П.ВОРОНИНЪ». Любой может убедиться в этом лично: таких кирпичей там предостаточно. Судя по всему, перрон был построен ещё в начале ХХ в., — для меня это оказалось совершенно неожиданным открытием. К счастью, реконструкция станции Пушкино в 2008 году, как и все предыдущие, этого перрона не коснулась, и он сохранился практически в первозданном виде.

Читать еще:  Кирпич облицовочный одинарный воротынский

В здании вокзала на станции Пушкино ранее были обнаружены кирпичи с клеймами «Ф» и «П». В июне 2012 г. начался ремонт фасада вокзала, в результате чего клейма стали доступны для обозрения.

В Пушкино, Ивантеевке, Болшево, Щелково, Мытищах и Москве из мытищинского кирпича построены фабрики, заводы, жилые корпуса, храмы, богадельни, больницы, часовни, дома призрения и трудолюбия, бывшие доходные дома, тюрьмы, учебные заведения, троллейбусные и трамвайные парки, музеи, театры, магазины, оранжереи, конюшни и каретники. Не поддаются исчислению дачи и деревянные дома на кирпичном фундаменте.

В крупных зданиях Москвы часто встречаются кирпичи с клеймами трех-четырех заводов, также как в Мытищах встречаются «чужие» кирпичи, так называемые «приблудные». Пути кирпичей часто пересекаются, как и людские судьбы.

На территории города Пушкино, кроме зданий, упомянутых в начале этой статьи, можно указать следующие:

Улица Грибоедова, дом 29. Ныне автосервис, в прошлом — предположительно здание земской школы. Клеймо «ЧЕЛНОКОВЪ». Соответственно, дата постройки здания — между 1871 и 1895 годами. Так же датируем и здание Вечерней школы на ул. 1-я Серебрянская (см. Часть 1).

Улица Грибоедова, дом 5. Клеймо на фундаменте «Товарищество В.К. Шапошниковъ/М.В. Челноковъ и Ко.». Дата постройки — между 1895 и 1917 годами:

Храм Боголюбской иконы Божией Матери. Клеймо «И.ГЕРАСИМОВЪ»:

Текстильная лавка на Кудринке (бывшая контора фабрики Дюпюи). Клеймо «И.П. ВОРОНИНЪ»:

Кудринка. Бывшее общежитие-спальня фабрики Дюпюи. Клеймо «ЧЕЛНОКОВЪ»:

И неподалеку — полуразрушенное здание конюшни с клеймом «И.П. ВОРОНИНЪ».

Более поздняя постройка — ныне заброшенное здание трансформаторной подстанции на ул. Льва Толстого. Клеймо «ЗК31», «ЗК32», «ЗК33».

Храм Спаса Нерукотворного в Клязьме. Клеймо «ЧЕЛНОКОВЪ»:

Фундамент дачи Александренко в Клязьме (сгорела в 2003 году). Клеймо «ЧЕЛНОКОВЪ»:

Пушкинский район.

Поселок Лесная школа. Два жилых дома рядом с бывшей усадьбой Г. Брокара. Клеймо «И.ГЕРАСИМОВЪ»:

Поселок Лесные Поляны. В кладке фундамента сгоревшего деревянного флигеля бывшей усадьбы Мальце-Бродово встречаются кирпичи с клеймом «Т-во В.К. Шапошниковъ/М.В. Челноковъ и Ко.». Там же был найден фрагмент с клеймом «ВФ» на торце (тычке), производитель пока не опознан. Более поздняя пристройка к флигелю имеет клеймо «МКЗ-4».

Тарасовка. Старинное кирпичное здание на Б.Тарасовской улице. Клеймо «И.ГЕРАСИМОВЪ»:

И неподалеку — еще одно. Клеймо «И.ГЕРАСИМОВЪ», «И.П. ВОРОНИНЪ»:

Ул. Б.Тарасовская, 69 в. Здание бывшей земской школы. Клеймо «И.П. ВОРОНИНЪ»:

Черкизово. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Клеймо «И.П. ВОРОНИНЪ»:

Любимовка. Домовая церковь в имении Алексеевых. Клеймо «И.ГЕРАСИМОВЪ»:

Неподалеку от Любимовки среди леса можно отыскать руины санатория им. Калинина. Деревянное дореволюционное здание сгорело в 90-х годах прошлого века. Сохранились лишь кирпичные столбики фундамента с клеймами заводов Герасимова и Шапошникова-Челнокова. Вскоре на этом месте появится новый коттеджный поселок, участки уже распроданы и осваиваются.

Кирпич с клеймом «ХУДЯКОВЪ» был найден среди заброшенных развалин усадебного дома Армандов в Ельдигино (построен в 1878 г., сгорел в 2005 г.). А.С. Худяков имел кирпичный завод близ станции Софрино.

Костино. Санаторий «Зеленый Городок». Здесь находятся развалины господского дома конца XIX в. Деревянное одноэтажное здание с кирпичной пристройкой долгое время пустовало и, наконец, сгорело в прошлом году. Кому именно принадлежал дом до революции, пока не установлено. В советские годы здание было значительно перестроено. И все же его руины – настоящий Клондайк для поисковика. Красные клейменые кирпичи софринского завода А.С. Худякова, белые огнеупорные кирпичи с клеймами «М.А.С.» и «6.», каминные плитки с клеймом московского завода Власовых.

Про найденные белые кирпичи с клеймом «М.А.С.» удалось узнать следующее.

В книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Т.1» (С.-Петербург, 1899), приводится описание местности вдоль Нижегородской железной дороги:
«. Следующая станция Обираловка (17 вер.) находится уже в Богородском уезде. Далее следует ст. Кудиново (32 вер.), верстах в 3-х от села того же имени (до 700 ж.), замечательная по месторождениям фарфоровой глины, не уступающим знаменитым Гжельским. Добыча этой белой огнеупорной и серой слюдистой глины производится близ самой железнодорожной станции, у дер. Сафоновой и Каменки. Добывается она зимой дудками, а после таяния снегов происходят такие обвалы, что обнажений ея летом видеть нельзя. Между дер. Сафоновой и полотном жел. дороги обнажены юрския (оксфордского яруса) глины, очень богатыя окаменелостями. Под серой и черной пластической глиной местами лежит гнездами вышеупомянутая белая глина; окаменелостей в ней нет. Местами глина подстилается каменноугольными известняками, настолько сильно проникнутыми водой, что, по снятии с них слоя глины, вода бьет из дудок фонтанами. Кудиновская глина идет в значительном количестве на фарфоровые и вообще керамические заводы».

Недалеко от станции Кудиново, на стыке посёлка Горки и села Сафоново, находился заводик по производству керамических и гончарных изделий, основанный в 1871 г . почётным гражданином Михаилом Артемьевичем Степановым (Микаэлом Арутюновичем Степанянц). На заводе изготавливались различные кирпичи из огнеупорной глины с шамотом и лещадь, плиты, водопроводные трубы, кирпичи из белой гжельской глины (пустотелый, сводный, клинчатый и т. д.), черепица разных форм, дренажные трубы, шестигранные плитки для полов, паркетные полы разных рисунков и т. п. После смерти владельца в 1880-е гг. его наследники, овдовевшая Нина Богдановна (Нунэ Аствацатуровна) Степанова, её дочери Екатерина (в замуж. Тер-Мктрчанц) и Соломия (в замуж. Нерсесова) передали этот заводик в аренду армянам из Москвы — братьям Ованнесьянц. В 1898 и 1900 годах. на нём происходили пожары, после чего Ованнесьянцы покинули Кудиновскую землю навсегда, а заводик прекратил своё существование.

Старинный кирпич с клеймом «Р.» был найден на Учинском водохранилище недалеко от села Курово, которое было снесено в ходе строительства канала Москва-Волга (предположительно из кладки церкви XVIII в., взорванной при сносе села).

В годы Гражданской войны от станции Софрино протянули узкоколейку до деревни Федоровское, где добывали торф, и позже продолжили до поселка фабрики КРАФ. Через реку Талицу на высоте около 10 метров был переброшен кованый мост на каменном основании. Дорога эксплуатировалась до 1958 г., после чего была разобрана, и сейчас о ней напоминает только насыпь вдоль лесной просеки. Однако затерянный в лесах мост уцелел, ничуть не обветшал и выглядит вполне внушительно.

Отпечаток истории моста — клеймо 20-х годов «М.С.Н.Х. Моссиликат».

Кирпич с таким же клеймом мне удалось извлечь из кладки полуразрушенного здания на территории парка «Лосиный Остров».

Все найденные культурные ценности переданы в Краеведческий музей города Пушкино и Мытищинский историко-художественный музей.

Поиск клейменых кирпичей на территории нашего района продолжается. Надеюсь, что эта статья будет дополняться новыми сведениями.

О зданиях из клейменого кирпича в городе Королёве вы можете прочитать по ссылке: http://korolew.livejournal.com/12640.html

  1. Городская информационная газета «Наши Мытищи» №9, 28 августа 2010 г.
  2. Газета «Калининградская правда» от 16 января 1992 г.
  3. Газета «Сорока» №3, май 2011 г.
  4. Газета «По Ярославке», №9 от 12-18 марта 2004 г.
  5. Связующая нить: Сборник документов, исследований и сочинений /Составление, подготовка текстов, комментарии, примечания, указатель населенных пунктов, введ., заключ. М.А. Клычникова. — Мытищи: УПЦ «Талант», 2002. — 248 с.: ил.

Фото автора блога, а также:

Выражаю благодарность Почётному гражданину Мытищинского муниципального района краеведу Валентину Ивановичу Маслову за помощь в подготовке материала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector