Seo-friends.ru

Большая стройка
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кощей ты должен кирпичу

Недетские сказки. Стихи и проза

В статье приводится два примера современной детской литературы. Один деятель, «творчество» которого переводится на иврит, своими стихами воспитывает русофобию с пелёнок, другие, не менее дегенеративные личности, выпускают глянцевые книжки с недетскими сказками.

Есть такая профессия — детский писатель. И профессия эта особенно важная, потому как ребёнок — он как чистый лист бумаги. Что в него заложат родители, так он и будет видеть мир. Далеко не всегда родители могут полностью контролировать потребляемый их чадом поток информации в силу разных причин.

Скажите, как поступит человек в здравом уме и трезвой памяти, если его ребёнку в руки попадётся вот такая вот книжица со «стишками»:

Он пятнадцать лет не мылся,
И не стригся, и не брился,
И одежды не стирал,
Даже нос не вытирал.
Как зайдет к Яге, та ахнет:
ФУ–ТЫ.
РУССКИМ ДУХОМ ПАХНЕТ!

Автор этих строк некто Андрей Алексеевич Усачев («произведение» напечано в книге «Азбука Бабы-Яги»).

Воспитывать русофобию с пелёнок? Это так по-западному.

Так выделено и в книжке. Иллюстрация — соответствующая: тот, от которого «пахнет русским духом», выглядит, как бомж, передвигаясь на четвереньках. Даже Бабе–Яге противно. Смердит, как мы понимаем так, что мыши и кот в ужасе разбегаются, а одна мышка и вовсе окочурилась…

Интересное представление о русских будет закладываться в детские головки! Как у самих русских детей, так и у детей, которые не являются этническими русскими, но живут в России и за ее пределами, считая русский одним из родных языков. Чистой воды диверсия!

Если человек русофоб, то рано или поздно это из него вылезет. Вот как из Усачева.

Конечно, можно сказать, что это юмор такой, а вы, мол, лапотные, ничего не понимаете. Но почему на разных родительских форумах в Интернете родители тоже «ничего не понимают» и считают, что многие стихи Усачева ужасны и вредны с точки зрения морали, которая в них прослеживается, вернее, — отсутствует!

Читаем следующий его стишок:

«Кощей Бессмертный»
Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит… Нет!
Эти дочки и сыночки –
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй…
Хоть ложись и помирай!
Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный,
И к тому же — не женат.
Эти дочки и сыночки
Деньги вытащат из бочки:
То конфеты, то наряд –
Вмиг папашу разорят!
Эти дочки и сыночки
С сундука сорвут замочки:
Доберутся до яйца –
Трах иглу… И нет отца!
Довести способны дети
И Бессмертного до смерти.
Почему Кощей Бессмертный –
Всемогущий властелин?
Сундучок его заветный
Не найдут ни дочь, ни сын.

Как написала одна из мамочек на родительском форуме: «После таких стихотворений дети должны становиться убежденными «чайлдфри»!

Народ возмущается: как такое можно вообще печатать в детских книжках, и кто это всё издает?! А предателя Суворова-Резуна разве не издают?! Издают! И не только в России. И не только такое, но и похуже.

Когда я показал усачевский стишок сыну, он меня огорошил, что он у них в учебнике по литературе «Страна читателей» такой есть. Посмотрел. Точно. Только «трах» на более скромное «чик» заменено. К слову, сыну стих не понравился. Как и тот, который рядом, на следующей странице, — еще один «шедевр» Усачева:

«Василиса Премудрая»
(бывшая Прекрасная)

Была она Прекрасная:
Улыбка — солнце ясное,
Коса — пшеница спелая,
А ручка — снежно–белая.
Но вздумала девица
Премудрости учиться:
И день и ночь за партою
Корпела над наукою…
И сделалась горбатою,
Кривою, близорукою.
Красавицу поблеклую
Зовут теперь Премудрою:
Она трет щеки свеклою,
А носик мажет пудрою…
Как палка, стала тощая,
От чтенья лоб наморщила…
И сказала хмуро:
— Какая же я дура!

Как вам это, товарищи родители? А вы еще дочек ругаете. Видите, что в книжках пишут? Чего красоту свою–то гробить, учиться, корпеть… Кто потом замуж возьмет? А так — отгуляем в школе свой пубертатный период, задержимся немного, а потом папика какого–нибудь найдем!

Автор этой «Страны читателей» — экспериментального учебника по литературе для пятиклашек, утвержденного Министерством образования Латвии еще в 2003 году — некая Ольга ФИЛИНА (скорее всего, псевдоним!). В конце этих стихотворений она предлагает школьникам сравнить Кощея и Василису из стихотворений Усачева с персонажами народных сказок, использовав схему сравнительного описания. Вона какой серьезный подход! Типа не верь глазам своим. Это — юмор теперь такой. Но на всякий случай автор учебника все же спрашивает школьников: «Как ты думаешь, поучительные ли эти стихотворения? Почему?» (выбора г–жа Филина, правда, пятиклашкам не оставляет). И еще: «Каким ты представляешь поэта, прочитав его стихи?»

Шокирующие сказки для детей

«Решили сегодня с женой почитать детёнышу (девочка 1 год и 4 месяца) сказки. Книжек дома много. Что-то покупали сами, что-то дарили друзья и гости. Какие-то книжки уже «зачитаны» до дыр от недавно прорезавшихся зубиков, а какие-то всё ещё стоят на полке и ждут своей участи. Вот одна из таких «новинок» и была сегодня опробована. Красивые картинки, твёрдый переплёт. Но то, что было внутри, нас с женой не просто удивило, а реально шокировало. Стоило только начать читать.

Первая сказка «Зайчонок и Волчонок» обещала уже только одним своим названием погрузить нас в сказочный мир маленьких и добрых лесных жителей, которые умеют дружить даже не смотря на то, что принадлежат разным видам. Более того, в реальной жизни являются друг другу настоящими врагами.
Ага, наивные мы, щасссс! У автора, как оказалось, был совершенно другой замысел.

Прочитайте эту сказку в картинках, к чему она призывает?

Рви на части. Прошу заметить, книжка называется «Сказочки для малышей». У автора вообще есть дети? Он знает (понимает), кто такие малыши и что такое сказка? Откуда столько ненависти?

Выдержка из Федерального закона № 436-ФЗ

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Кто-нибудь в этой сказке увидел торжество добра над злом? Может один я не заметил осуждения насилия? Выражения сострадания к жертве? Лично я увидел только призыв. Громкий, конкретный призыв к ребёнку рвать на части всех тех, кто не такой, как он, либо по каким-то причинам ему в данный момент неугоден.
Идём дальше.

Вторая сказка, которую я хочу вам показать — «Как Лиса шила Волку шубу». Суть сказки была как на ладони: раз присутствует Лиса — жди хитрости и не жди, Волк, шубы. По сути именно так всё и произошло, но не на столько же кроваво!

Читать еще:  Облицовочный шероховатый керамический кирпич

Уже представляю себе глаза и открытый рот тех «малышей», которым заботливые родители дочитают эту сказку до конца.

Волк в сказке в буквальном смысле режет овец, а потом (по воле лисы. ) хочет зарезать лошадь! Ничего побуждающего к совершению преступления? Та чёрт с ней, пусть она сказала бы ему «Пойди отрежь у лошади хвост» или что-то типа того. Но «Ты зарежь её. «. И это я должен читать своему ребёнку?! Так это я привёл выдержку из закона про детей ОТ 6 ЛЕТ!

Выдержка из Федерального закона № 436-ФЗ

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»?

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Последняя из сказок с самого начала казалась мне загадочной. Согласитесь, название «Зайцы и лягушки» не говорит ровным счётом ничего. Единственная ассоциация, которая у меня возникла перед прочтением самой сказки — это то, что и то, и другое животное прыгает. Но не более. Глядя на картинку, которую вы видите ниже, возникает ощущение, что зайцы хотят научиться плавать так, как это умеют делать лягушки, но автор опять решил удивить читателя и в очередной раз у него это получилось очень качественно.

Здесь я уже ничего обводить не стал. Вся сказка — один большой и красноречивый памятник маразму и идиотизму.

Явный, громкий и, благодаря картинке, наглядный призыв к самоубийству! Причём к массовому.
После прочтения такого шедевра возникает одно желание — дождаться полнолуния, выйти на перекрёсток и торжественно спалить эту книжку вместе с именами авторов, которые сделали всё возможное и невозможное (раз редактор это пропустил в печать) для того, чтобы наши дети росли «умными», «добрыми», «весёлыми» и «любящими» как нас (своих родителей), так и мир, который их окружает.

Кто вырастет из наших детей, читающих ТАКУЮ литературу?!

Кощей Бессмертный: «змеиный» богатырь

Откуда происходит имя Кощея? Каковы связи сказочного персонажа со славянской мифологией?

Великий чародей и царь, который обладал недюжинной силой, мог превращать людей в камни или деревья, а иногда в неприятных земноводных – змей или лягушек. Его богатства были неисчислимы, его царство было царством тьмы и смерти, и мало кто из его врагов оставался в живых. А те герои, которым все-таки удавалось победить Кощея, практически никогда не действовали в одиночку. Всегда находились другие маги, волшебные звери или люди, которые помогали одолеть Кощея, но не в честной битве, а с помощью волшбы. В честном поединке победить Кощея было невозможно – ведь недаром его называли Бессмертным.

Сказки описывают Кощея как высокого высохшего старика, а порой и вовсе как скелет. И уже сам вид его явственно свидетельствует о том, что Кощей был существом темным, связанным со смертью. Об этом же говорят сказочные присловья, которыми описывается его появление: «Кощей на что ни взглянет — все вянет, Кощей на скот — скот дохнет, Кощей на траву — трава сохнет». Конь Кощея тоже выглядел как скелет и олицетворял собой мор домашнего скота. Сам Кощей был увенчан короной и вооружен мечом, что говорит о нем как о царе и воине. Кроме того, в сказках он рисуется как обладатель несметных богатств. О богатстве Кощея говорит и его имя. В древнерусском слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым».

Впрочем, относительно этимологии имени Кощея существует немало версий. Кто-то говорит, что не надо мудрствовать и следует обратиться к самому простому варианту, согласно которому имя Кощей тесно связано со словом «кость» и отражает внешний облик этого демонического персонажа. Кто-то считает, что этимология Кощеева имени тесно связана со словом, которое все реже встречается в современном русском языке — словом «костить», то есть ругать, бранить.

Кто-то считает, что нужно обратиться к историческим корням имени Кощей. И тогда оказывается, что в XII веке слово «кощей» означало раба, пленника. Подтверждение тому можно найти в памятнике древнерусской литературы — в «Слове о полку Игореве». Там князь Игорь, попав в плен к половецкому хану Кончаку, садится «в седло кощеево». Кроме того, сожалея о проигрыше в битве с половцами, автор «Слова» говорит, что если славянские князья бы объединились, то тогда кощей, то есть угнанный в рабство пленник, стоил бы по резане (а резанью называли мелкую монету).

Действительно, в сказках нередко рассказывается о том, как главный герой (обычно Иван-Царевич) находит Кощея, запертого в подвале. Тот начинает жаловаться, что десять лет не ел ни крошки и не пил ни капли, и уговаривает Ивана принести ему воды. Выпив 10 ведер, Кощей разрывает цепи, ломает стальные решетки и сбегает из плена, чтобы начать чинить разнообразные козни. Между тем, поглощение воды в таких немыслимых объемах в русских сказках приписывается персонажам двух типов. Первый тип – это богатыри, былинные персонажи, наделенные огромной силой. В драке они легко справляются с противниками – махнут рукой налево, и вместо стены противников улица, махнут направо – переулочек. Голоса у богатырей были оглушительными. Спали они долго и крепко, пили, как и было сказано, ведрами.

Сила и эпизод с десятью ведрами воды дает повод задуматься: а может, Кощей тоже был богатырем — просто злым? Эту версию порой выбирают авторы современного славянского фэнтези. Так, в одной из сегодняшних обработок легенды о Кощее говорится о том, что когда-то он был великим богатырем, но затем попал в плен. Его на десятилетия заточили в темницу, где подвергали жестоким пыткам, из-за чего он утратил разум, но не утратил силы. В результате Кощей рисуется сумасшедшим маньяком, которого, впрочем, впоследствии останавливает другой богатырь. Интересная интерпретация, однако Кощей все-таки не был безумцем. Напротив, скорее злым гением, знатоком темных искусств, способным превращать врагов в зверей, камни или деревья, а также самому превращаться — в ворона, например.

Второй тип существ, которым русские сказки приписывали способность поглощать воду ведрами, были змеи. Те самые, с которыми постоянно сражались богатыри. В славянской традиции у змей было много голов, они могли дышать огнем и часто нападали на людей – сжирали их, а девушек воровали и брали в жены. Облик Кощея начисто лишен змеиных черт, он вполне антропоморфный, но воровство чужих невест за ним неоднократно подмечалось (собственно, это главная причина, по которой герой обычно идет с Кощеем сражаться).

Читать еще:  Во сне завалило кирпичами

Есть и еще одна вещь, которая связывает Кощея с мифологическими змеями. Змей как символ представлен в легендах множества народов. Часто он представляет собой доброе начало и связывается с плодородием и землей. Но у него есть и темная, хтоническая сторона, связанная с мраком и хаосом. В этом случае змей восстает против света и олицетворяет собой всю тьму, которая только может пробудиться в человеке. Хтонический змей имеет доступ к подземному миру, царству мертвых и их магии.

В этом смысле Кощей змеям более чем близок. Может, он как раз и представляет собой существо, в котором тьма пробудилась в полной мере? Или же он похож на древнегреческого Аида, бога подземного царства и умерших? Ведь практически ни в одной сказке нет упоминания о подданных Кощея, а какой же без них царь? Царство Кощеево упоминается неоднократно, а вот жители его – нет. Не исключено, что жителей там как раз и не было – были мертвые, и Кощей сидел на троне царства мертвецов, откуда периодически совершал набеги на царство живых.

Есть еще несколько моментов, которые наводят на мысль о сходстве Кощея с мифологическими змеями. И все они связаны с тем, как Кощея можно победить. Первая версия менее известна: в одной из сказок (она называется «Марья Моревна») Кощей погибает из-за коня – от удара копытом. Конь этот, правда, был непростой. Иван-Царевич достал его у Бабы Яги, чьи говорящие кони славились выносливостью и мудростью.

Противостояние змеи и коня – древний и распространенный сюжет. Змея – олицетворение тьмы, конь – олицетворение света и вообще известный солярный, то есть солнечный, символ. Противостояние змеи и коня в разные времена трактовалось по-разному. В религиозной традиции это могло быть противостояние христианства и язычества: оно нашло свое отражение, кстати, на гербе Москвы, где изображен всадник, чей конь топчет змея. Так и Кощей в сказке о Марье Моревне погибает от конских копыт, а его тело сжигают на костре – еще один огненный, солнечный знак.

Есть и другая, более известная, версия о том, как можно было погубить Кощея – достать яйцо, в котором спрятана игла, где заключена смерть чародея. Яйцо спрятано в зайце, заяц – в утке, а утка живет где-то далеко в океане. Яйцо — это универсальный мифопоэтический символ, который встречается у народов Европы, Индии, Китая, Индонезии, Австралии и Африки. У многих племен существовала легенда, что мир появился из яйца. Змеи также появляются из яиц, кроме того, в арийской мифологии неоднократно встречается упоминание о гигантском змее, на свернутых кольцах которого покоиться мировой океан и весь мир вообще. То есть, пускаясь в погоню за яйцом и отправляясь на поиски к океану, главный герой, сражающийся с Кощеем, идет в какое-то особенное измерение, к истокам мироздания, чтобы победить то, что олицетворяет собой Кощей – смерть. И делается это все ради спасения невесты, то есть ради любви.

Самому Кощею в любви катастрофически не везло. Нет ни одной русской сказки, в которой похищенная девушка ответила бы ему взаимностью. Бывало, что они притворялись, но только для того, чтобы выведать секреты и помочь главному герою извести Кощея. Тому снискать любовь красавиц не получалось никак — не помогали ни власть, ни богатство. То ли страшная внешность, то ли сам факт похищения и насилия отвращали пленниц от Кощея, и тот нередко превращал их в змей (как в сказке «Царевна-змея»), лягушек (безумно популярная сказка «Царевна-лягушка») и других несимпатичных животных.

В общем, в любви Кощею не везло. Возможно, потому, что ему было просто не положено. Происхождение не позволяло. Некоторые считают, что сказочный образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу. Имя Чернобога упоминается в ряде летописей, но уже после принятия Русью христианства. Его, если верить дошедшей до наших дней информации, называли еще и Кощеем, или Черным змеем, а повелевал он умершими и царством тьмы, также был богом холода, уничтожения, смерти и зла.

Откровенно говоря, рассуждать о древнеславянской мифологии и верованиях очень сложно. Письменных источников не осталось. Борьба с язычеством, которая началась на Руси после принятия христианства, привела к тому, что знания о славянских божествах практически не сохранились. Правда, славянские божества умудрились «прорасти» в христианских святых, что само по себе забавно. Так, бог Велес, покровитель скотоводства, сросся со святым Власием (тут помогло и созвучие имен, и то, что Власию приписывали умение управлять животными). Образ Перуна-громовержца частично соединился с образом пророка Илии (об этом говорит поверье о том, что когда гром гремит, то это Илья-пророк на своей колеснице по небу разъезжает).

Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.

Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: «Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать». А все Кощей Бессмертный виноват – это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.

Впоследствии образ Кощея трансформировался, стал не таким пугающим. Во многом это заслуга кинематографа, снимавшего детские сказки. После того как Кощея несколько раз сыграл замечательный комический артист Георгий Милляр, этого персонажа часто начали изображать пусть и зловредным, но смешным. Эту же традицию продолжили другие прекрасные артисты, такие как Александр Филиппенко и Олег Табаков.

В иностранных фильмах и комиксах Кощей по-прежнему страшный: как один из персонажей он мелькает в американском комиксе «Хеллбой» (Hellboy) и в британском сериале «Доктор Кто» (Doctor Who). Ну и, само собой, страшным Кощей остается в самих сказках, которые читают детям на ночь. Там он по-прежнему могущественное олицетворение зла, которое, впрочем, неизменно терпит поражение со стороны сил добра.

Разбираться с другими представителями фольклора, а также разнообразными традициями и обычаями будем через неделю.

Кощей ты должен кирпичу

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

Читать еще:  Повернула под кирпич что значит

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».

В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.

Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:

…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!

. а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.

Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.

Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:

Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.

У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.

Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.

До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.

В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.

Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:

Там, на неведомых дорожках…

ТочностьВыборочно проверено

«Там, на неве́домых доро́жках…» — советский фильм-сказка, снятый по книге Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».

Содержание

  • 1 Реплики персонажей
    • 1.1 Баба-Яга
    • 1.2 Царь Макар
    • 1.3 Кощей Бессмертный
    • 1.4 Соловей-Разбойник
    • 1.5 Домовой
    • 1.6 Прочие
  • 2 Диалоги

Реплики персонажей [ править ]

Баба-Яга [ править ]

  • — Милости прошу к нашему шабашу!
  • — Если царевич какой явится, скажи — нет меня: в столицу уехала! Да и надоели они… В день по трое являются, всех напои, накорми и спать уложи… Постоялый двор устроили!
  • — Про тайну у нас все знают.
  • — Что ж это ты, ирод костлявый, творишь?! Опять людей губишь?!
  • — Молчи, крыса канцелярская!
  • — Прокоронил шляпу-то. Ой, тьфу ты, Господи, — прошляпил корону-то, я хочу сказать!
  • — Неслух! Весь в меня!
  • — Не люблю, когда сказке — конец!

Царь Макар [ править ]

  • — И что за жизнь у меня?! Топором работать нельзя — несолидно… Полы натирать нельзя — неприлично… На телеге ездить нельзя — непрестижно!
  • — Я думал, стану царём — буду делать что хочу! А тут — ничего делать не дают.
  • — Записывать мало — царские мысли исполнять надо!
  • — Неслух — беда… Послушный — и того хуже… И что за дети пошли?!

Кощей Бессмертный [ править ]

  • — Макары должны гонять телят. Там им самое место.
  • — А сейчас — всем спать! Но и глаз не спускать! Завтра в нашем царстве начнётся новая жизнь!
  • — Хорошенький мальчик… Рыженький…
  • — Ваша взяла, значит, наше время ещё не пришло.
  • — Будет тебе жуб золотой. Жуб — что надо!

Соловей-Разбойник [ править ]

  • — Нам, ражбойникам, только жолотые жубы положены! С жележным — жашмеют!
  • — Ну что жа бежображие! Опять жуб вышибли…

Домовой [ править ]

  • — Вот — начинаются последствия с бедствиями!
  • — Ещё одно минутное мгновенье, ещё одно взрывчатое поленье!

Прочие [ править ]

  • — В государстве у нас всё хорошо. А неприятности имеются. Даже две.
  • — Меня?! Будить?!
  • — Я ведь его, как отца родного, любил… пока он царствовал.
  • — Где тут у вас принимают Соловьёв-Разбойников?
  • — Я за него, но я и не против вас, Ваше Величество!
  • — Ирод наш… Быстрокрылый!
  • Песня:

Кто на свете всех сильней?
Кто не знает страха?
Кто повсюду знаменит,
Кого хочешь победит
С одного размаха?
Наш Кощей, Бессмертный Кощей,
Наш кормилец и поилец,
Наш Кощей, Бессмертный Кощей,
Батюшка-отец!
Самый могучий,
Самый наилучший,
Ничего не скажешь — молодец!
Всё Кощею отдадим,
Всё ему уступим.
Нам не жалко ничего —
Страшно ценим мы его,
И ужасно любим!
Наш Кощей, Бессмертный Кощей,
Наш кормилец и поилец,
Наш Кощей, Бессмертный Кощей,
Батюшка-отец!
Самый могучий,
Самый наилучший,
Ничего не скажешь — молодец!

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты